forkredit.com | | vivaspb.com | finntalk.com
Печать
PDF
29
Июль

Алмак-Древний город

Добавил(а) Administrator on 29 Июль 2011.

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
h

Бисмиллагьи Ррах1мани Ррах1им.

АЛМАК - ДРЕВНИЙ ГОРОД, ОСТАВШИЙСЯ В ЗАБВЕНИИ.

В последнее время стало, как бы традицией писать об истории своего села, о своих земляках – участниках тех или иных знаменательных событий. Посвящаются статьи, пишутся книги и т.д. Также стало традицией среди ученых историков, филологов посвящать свой научный труд большей частью именно своему селу, району, обществу, выходцам из данных мест, при этом хватает надуманного в их трудах.

 

Среди алмакцев не оказался ученый-историк от официальной Российской науки, потому история об этом селе, можно сказать, осталась за «кадром» русско-язычной  исторической литературы. Эпизодические сведения об Алмаке упоминаются в редких, недоступных для широкой аудитории читателей, книгах истории. По мнению некоторых ученых история Алмака более богато отображена арабо-язычных источниках и в летописных материалах на аджаме, которые раскиданы по разным местам, в частных руках, тем более не доступных для широкого круга читателей…

Об одном ученом-арабисте из Алмака упоминает И.Гаджиев ("Салатавалъул партизанал"-Салатавские партизаны) - Махачкала, Дагучпедгиз, 1972 на авар. яз. и «История гражданской войны в Казбековском районе с 1917 по 1920 г. ЦГА РД Ф.п-8. Оп.3. Д.117, л.34-38). 06.08.1918 г. Нажмудин Гоцинский прибыл в селение Дылым. Из состава своих кадиев он выбрал судьей Амирали-Хаджи из с. Алмак, который стал распространять свою судебно-производственную деятельность целиком на Хасавюртовский округ.

Также сын Узун-хаджи Салтинского (г.»Х1акъикъат» от 30.12.03г.) пишет об Амирали-хаджи Алисултанове, как о святом человеке, которого перед своей смертью Узун-хаджи назначил Шейхул Ислама, от которого Амиралихаджи любезно отказался. Кстати, надо отметить также то, что про Узун-хаджи Салтинского написано, на наш взгляд, слишком мало, многие читатели не имеют представления о нем. В одних советских исторических справочниках Узун-хаджи представлен как имам Северного Кавказа, в других же – Шейхул ислама. Он сыграл беспрецедентную политическую роль в послереволюционной России. Ведь за разгром деникинцев в Дагестане, в котором он сыграл важную роль, призвав горских красных партизан, в том числе и из Алмака, и чеченцев к войне с деникинцами. За это большевистская власть России дала Узун-хаджи властные полномочия как религиозно-политическому деятелю Дагестана и Чечни. У него печатались свои деньги.

На них вместе с подписью Узун-Хаджи имеется и подпись Амиралихаджи.

Клише, на котором печатались эти деньги до сих пор хранятся как реликвии в частных руках. В некоторых районах Чечни и Дагестана под влиянием Узун-хаджи до 1936 года сохранялись шариатские нормы… У выше упомянутого Амиралихаджи из Алмака была обширная библиотека, в которой хранились ценные арабо-язычные фолианты, источники на аджаме, среди которых были ценные летописные материалы не только об истории Алмака, но и других населенных пунктах.

После его ареста вместе с сыном Садыком, эта библиотека куда-то исчезла, не большая часть этих книг хранятся теперь в частных руках. Очевидцы тех времен вспоминали, как погрузили эту библиотеку на арбу с арестованным Амиралихаджи…

Так, история Алмака, возраст которого соизмерим, вероятно, с самым Дербентом, остается в преданиях и легендах.

В разделе «Даты сегодняшнего дня» в г. "Дагестанская правда" от 12.02.09г. с.8, А.Дейнега пишет, что 12.02.1767г. произошло землетрясение силой 6 баллов в эпицентре, который находился недалеко от с.Алмак (ныне Казбековский район.

Согласно переписи населения РФ за 2002 год

Шиявдин Яндаев «Алмахъ». г. «Чапар». №47. 29.11.04с. гь.4.

Алмак раньше называли «Бакът1ерхьул щулалъи», Бакъбаккуде гъапаби», «Къуркьулареб». Алмак был стратегическим пунктом, так как был расположен на пути с запада на восток и с юга на север.

На сегодня в районе и за его пределами проживают 16000 алмакцев.

Строительство Алмака началось после возвращения из ссылки \из Хубара\ в 1880 г.

На стене мечети год строительства на камне – 1303 \1885\ год

Упоминая Шамилевское движение, отметим, мало кто знает, что рядом с имамом из Алмака в войне участвовали много славных мюридов, а ученый Уммалат был наибом и судоисполнителем Шамиля \им был назначен Уммалат наибом вилайята Ичкерия\.

Проследим некоторые моменты истории Алмак – живописный уголок Салатавии. Изучением Салатавии \название Союза сельских общин Нахбака\, ее историей занималось много ученых, такие как Бакиханов А.К. «Гюлистан-и Ирам», Баку, 1926г., Бехтиев И.М.\»Чирка или Чиркей», 1963г.\, Ганн К.Ф. \»Опыт объяснения Кавказских географических названий – Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» \Тифлис, 1909 г., выпуск 40\\, Чиркеевский А. \»О происхождении аварцев» \Кавказ 1865г., №64,65\\ и многие другие \из фундаментальной научно обоснованной книги Ш.М. Мансурова «Салатавия» \Издательство «Юпитер», г.Махачкала, 1995г.

\Пикуль М.И. Отчет о работе 11 Бавтугайского отряда в зонах строительства Чирюртовской и Чиркейской ГЭС; Путинцева Н.Д. Отчет об археологических исследованиях в зоне строительства Чирюртовской ГЭС; Брэдэ К.А. Отчет об археологических разведках на берегах Сулака; Котович В.М. Мискинбулакский могильник. – В кн. Памятники эпохи бронзы и раннего железа в Дагестане. Махачкала. 1978 г. с. 96-98\. Археологические исследования в Дагестане в 1955г. Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР, т.1, Махачкала, 1956, С.212.\.

О неподдельном интересе к Салатавии русской печатной мысли показывает, например, «Кавказский календарь» на 1859 год» Тифлис,1858 г.\ Берже, где несколько страниц этого календаря посвящены разнообразным сведениям доктора одной из воинских экспедиционных частей Г.Костемировского о Салатавии. Вызывало интерес ученых и происхождение названия «Салатавия» \со словом «сала» связаны и другие названия в Нахбаке «Сала-тау» горы в Салатавии, «Саласу» - речка, протекающая через территорию Казбековского района, «Салавюрт» - название живописной плоскостной местности, растянувшейся вдоль юго-западного склона хребта Гебек-кала\.

В книге Ш.М. Мансурова наряду со множеством интересного, вкратце приводятся различные версии ученых о происхождении названия «Салатавия» и других, связанных со словом «Сала», названий, о которых и пойдет далее речь, точнее об одной из них \не утомляя читателей, опускаем другие версии\ выше описанных ученых. Это версия И.Гаджиева – «…происхождение «Сала» производит от имени хана Сала, которому якобы принадлежали эти горы до Х1У в.»

В защиту данной версии, хотим привести несколько своих доводов, которых ранее не приводились никем из ученых-историков:

1.О том, что на самом деле существовал богатейший человек, хан по имени Сала подтверждается тем, что имена людей, связанных с именем «Сала» \Сала, Саладихан, Салав\о\дин, Саламодин, Салатби, Салатгере, Саласгирей, Саламирза, Салатхан, Салгере, Салибий - чаще встречаются в селах Нахбака Салатавии, особенно у Алмакцев, чем в других местах подобные имена не характерны, например, для сел других аварских районов, во всяком случае, могут встречаться, очень редко.

2.У алмакцев есть такие, характерные только для них, упреки. Если взрослеющие дети любят побольше спать или нежиться в постели, родители упрекают их, мол, валяешься как Салахан. Так же взрослых людей, в сезон полевых работ, проводящих время праздно и легко, так же за глаза называют «Салахаби» \множественное число от слова «Салахан»\, то есть имя Салахан у алмакцев стало нарицательным, характеризующим не активного, порой ленивого человека. Вести праздный образ жизни – не позволительная роскошь даже для состоятельных людей прошлых времен, но хан Сала, вероятно, был настолько богат и влиятелен, что только для такого человека было позволительно вести праздный образ жизни.

 

Салих Салихов

Гаджимагомед Гаджимагомедов


Календарь исламский


Мусульманские праздники