forkredit.com | | vivaspb.com | finntalk.com
Печать
PDF
06
Авг.

История спорта алмакцев. Г.Гаджимагомедов, С.Салихов

Добавил(а) Administrator on 06 Август 2014.

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

           История спорта

               Алмака                       

      История спорта алмакцев уходит в далёкое прошлое. Соревновательность была свойственна им не только в спорте, но и в учёбе, культуре, труде, в других занятиях. В детстве я слышал как Ибрагимов Абдулкадыр  своей жене (при  их жизни) рассказывал, как будучи молодыми, они  ходили в Эндирей и там собирались вместе с их молодёжью, как бы соревновались по стихосложению, читая свои сарины (в то время дорога в Хасавюрт пролегала через Эндирей и люди этих сёл знали друг друга хорошо). Вероятно, были и другие соревнования, как в спорте, так и в занятиях культурного характера, так как рассказ Абдулкадыра я услышал лишь мимолётом. Надо отметить и то что, будучи глубоко верующими людьми, Абдулкадыр, Курбанов Билал, Магомедханов Абук пели  мавлиды душевно, трогательно. Сохранился мавлид, исполненный Абдулкадыром, Билалом,  Али и Насибом в 1967 году.  Но в вопросах культуры мы здесь далее не расширимся, ибо тема наша посвящена истории спорта алмакцев, которая уходит в далёкое прошлое в виде рассказов, легенд.

      Спорт издавна возник как следствие совершенствования воинского искусства, так как быстрота в беге, меткая стрельба из лука, толкание камня, метание копья, спортивная борьба и другие виды имели большое значения для воина…Из записей известного для нас краеведа Малика Маматова из Артлуха следует, что через Эндирей и Алмак проходил караванный путь торговцев, известный нам как «Великий шёлковый путь», который следовал через горы Дагестана на побережье Чёрного моря и далее в Европу. И кара-ваны, следовавшие по этому пути, сопровождались опытными воинами-проводниками, меткими стрелками из Алмака. Из других сообщений воспоминаний старших следует, что алмакцы занимались, кроме прочих занятий, и охотой. Впрочем, меткие охотники-стрелки всегда были в Алмаке. Также из воспоминаний сообщается, что до захвата, сожжения и разрушения Алмака войсками Тимура, алмакские воины оличались умением подниматься по отвесным скалам и крутым склонам. И, поднявшись на их вершины, могли выстреливать метко и далеко стрелы из лука, не подпуская близко к своему поселению вражеских воинов. Но сообщений об алмакцах после тимуровского периода очень скудны. Это всё, что касается истории спорта алмакцев, дошедшее до нас из древности.  Теперь о тех, кто отличались удалью, умением со времён борьбы Имама Шамиля против царских войск, о тех, кого помнили непосредственно  старшие наши поколения, передавшие из уст в уста представителям нынешнего поколения.

     Из рассказа Расулова Саида следует, что дед Заидовой  Зайганат Ама был искусным наездником. Когда в то время Имам Шамиль со своими мюридами муртазагетами прибывал в Алмак, к ним навстречу поскакал ещё юный Ама. Встретив их, он стал  выделывать такие трюки на скачущем коне, что Шамиль остановил своих воинов, любуясь его трюкам. А после, довольный увиденным, Шамиль вознаградил Ама деньгами, ценностями и подарил ему пистолет с ручкой из слоновой кости.       

      Из рассказа участника ВОВ Мусаева Насрулы (гьасулги, гьанир рехсарал, нилъгун гьеч1ел киназулго мунагьал чураги):  Камиля сын, Исмаил был один из искусных воинов и наездников среди мюридов, воинов Шамиля (Об Исмаиле из Алмака Насруле рассказал один старейший аксакал из одного аварского селения в Левашинском районе, где раньше он находился  по своим делам). Как-то раз, когда в Буртунай прибыли известные своим искусством верховой езды, наездники из Хунзаха на представление. Гаирбека, наиба Имама Шамиля, это задело, ибо был он, говорят, человек горделивого характера. Гаирбек отправляет одного буртунайца в Алмак, чтобы позвать на предстоящее представление хунзахцев Исмаила. Вернувшийся посланец сообщает ему, что нашёл Исмаила в удручённом состоянии возле больной своей лошади. Гаирбек обратно отправляет того же буртунайца в Алмак со своим белым конём, передать  Исмаилу, чтобы тот как можно скорее прибыл на этом коне в Буртунай. Однако Исмаил долго не появлялся…И вдруг, из-за поворота появляется стремительно несущийся конь Гаирбека без наездника. Удивлённый Гаирбек бросил реплику окружающим: «Не мог же Исмаил быть выброшенным из седла моим конём… Что с ним могло случиться?». В это время, когда конь стал поворачиваться в сторону собравшихся людей, Исмаил, вскочил в седло с другого бока коня и, на полном  скаку, стал показывать такое искусство верховой езды, что хунзахские наездники, увидев такое, уехали обратно, поняв, что Исмаила им не превзойти. А перед этим, Исмаил по дороге в Буртунай, на подъемах слезал с коня, берёг его силы, чтобы эффектно показать свои трюки перед собравшимися людьми, потому Камиль и задержался.

Sport1 

       Из рассказов старших, знавших участника ВОВ Ибрагимова Абдулкадыра: Абдулкадыр в молодости был среди других непобедимым бегуном. Он не раз, участвуя в пари, бегая на спор, выигрывал их. Рас-сказывали также, что его не смог догнать однажды  человек верхом на лошади. Стоит здесь упомянуть и брата Абдулкадыра, Мутача, искусного танцора, о котором говорили, что он выполнял танцевальный трюк над кувшином. О непревзойденном искусстве в танце Мутача увлекательно написано в поэме на родном языке Хайрулаевым Ахмедпаша в своёй  книге, а историю эту   ему рассказал при своей жизни, очевидец Омаргаджиев Алигаджи. Упоминая о беге, как о виде спорте, вспомним  участника ВОВ Этуева Ахмеда, который на каждых праздничных соревнованиях по бегу, далеко позади оставлял соперников. Ахмеда соперники не могли превзойти и в толкании камня. Рассказывают, что он один раз кидал камень далеко и уходил, как бы в шутку говоря, если кто перекинет камень дальше меня, пусть приходят за мной. Стоит также заметить, что Ахмеда не мог догнать никто и при косьбе сена. Во время сенокоса в колхозном поле впереди  косарей находился Ахмед. Также не лишне будет упоминать об алмакских косарях, которые скашивали  по  гектару и больше в день, их называли косарями-гектарниками, таких было много, всех их не перечислишь…                                      

       Гамзат, брат Тавси (мать Израилова Магомеда), рассказывают, был очень сильным, жилистым человеком. Как-то раз в село прибыла группа  людей из другого села, с упитанным борцом (бугъаг1адинав), с цепями вокруг шеи, тем самым желая подчеркнуть свою силу и  непобедимость в борьбе (бубудилаго). В то время так ходили сильные борьцы из села в село, показывая себя и вызывая (уверенные в себя) на зрелищную борьбу достойных себе соперников. Несколько молодых людей пришли к Гамзату, который в это  время занимался мазанием глиной стен дома. Рассказали ему о госте-борце и попросили от имени собравшихся на годекане сельчан, выйти побороться с гостем. Они сказали Гамзату, что ты не молодой, а в  возрасте  человек, если он и поборет тебя, будет не зазорно, а если одного из нас молодых гость поборет, будет очень обидно  для нас.  Так, прямо с работы, очистившись от глины, пришёл, говорят, на годекан Гамзат, где собрались люди, ожидавшие его. Схватившись с соперником, Гамзат легко  положил   гостя на  лопатки. Но, несмотря на свою победу, Гамзат, из  уважения к  гостю и чтобы тот не подумал, будто победа была случайной, предлагает тому бороться ещё раз. И в этот раз Гамзат выигрывает поединок убедительно. Будучи вежливым, гостеприимным человеком, он приглашает  соперника в гости к себе. Дома Гамзат велит жене постирать рубашку гостя и  поштопать её, потому  что  она была разорвана во время борьбы… Вот такой человек,  говорят, был Гамзат.

       Рассказывают, что ветеран ВОВ Абдулхаликов Садула был метким стрелком. Как-то до войны Садула пришёл в гости в местность Чорто к своему родственнику Омарову Ладу со своей винтовкой. Раньше люди традиционно ходили со своим оружием. В это время, узнав, что Садула находится в гостях, собрав-шиеся на годекане Чорто, посылают за ним, сказать, чтобы он пришёл на годекан. Прибыв на место, он узнаёт, что из соседнего Буртуная пришли двое сельчан, один из которых желал соревноваться в стрельбе  из винтовки. В то время были жёсткие условия, винтовка проигравшего доставалась победителю. А винтовка, оружие стоили очень дорого.   Договорившись как следует, оба стрелка стали выбирать цель для мишени. Долго выбирая цель, в конце Садула предлагает стрелять в летящего орла, который парил в это время в небе. Согласившись, гость предлагает Садуле выстрелить первым, но он, возразив, говорит, раз  гость пришёл с предложением соревноваться, то он и должен выстрелить первым. Выстрел гостя не поразил орла. От выстрела же Садулы орёл упал на землю. Признав своё поражение, проигравший гость протянул победителю свою винтовку (таков был уговор), но Садула великодушно отказался взять у гостя винтовку, при этом заметив ему, что если бы он стал победителем, вряд ли отказался бы  от  винтовки побеждённого…

 

almak8Salih

Г.Гаджимагомедов    С.Салихов

 

      


Календарь исламский


Мусульманские праздники