forkredit.com | | vivaspb.com | finntalk.com
Печать
PDF
21
Март

Воспоминания старшего поколения

Добавил(а) Administrator on 21 Март 2011.

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Гаирбиев Байсолтан

В Алмаке есть место, которое называют "Шамилил гьобо" (Мельница Шамиля), там раньше была мельница. Житель села Шамиль когда-то построил на том месте мельницу, прямо на межи владения другого человека. По этому поводу у них получился спор, никто из них не хотел уступить. И в конечном итоге их спор перерос в судебную тяжбу. Суд в то время находился в Грозном. Вызванный в суд, Шамиль остановился у своего кунака чеченца в Грозном. И вот после суда, кунак спросил Шамиля об исходе дела. Шамиль рассказал, что проиграл в суде. Кунак. сказав, что не потерпить, чтобы его гость проиграл, пошёл вместе с Шамилём в тот суд, чтобы уладить дело и добился своего. Шамиль написал заявление в суд, что до обеда у него голова плохо соображает и лишь только после обеда может чувствовать себя нормально. На основе этого то судебное решение было отменено. И своим новым решением суд разрешил спор в пользу Шамиля.



Обявивший себя имамом Алибегхаджи предложил алмакцам поддержать его и вместе выступить. Перед жамаатом села выступил Устахажи (по другим данным глава жамаата Нартавхажи в то время не был в селе и находился далеко. Этим воспользовался Сомболат и призвал сельчан поддержать Алибегхаджи), но большинство алмакцев были против и стали отговаривать их. Но часть алмакцев всё-таки поддержала Алибекхаджи и выступили на его стороне. В связи с этим в Алмак был направлен чиновник из Владикавказа, чтобы расследовать это. Он был убит некоторыми людьми (по рассказам, люди Алибекхаджи. которые желали наказать алмакцев, ими же было преподнесено, что будто убийство соверщили алмакцы) по пути следования в Алмак, его труп был брошен в местность недалеко от границы, на сторону Алмака. Раньше был такой закон, если убитый находился на территории в метре от границы, то ответственность ложилась на жителей данного населённого пункта. Вот таким образом алмакцы были выселены из своих мест. Для них предназначалось выбрать самое неприсобленное место в Салатавии, по согласию принимавших жителей сёл. Хубарцы приняли их и им пришлось три года находиться вместе. За три года нахождения в Хубаре часть земель алмакцев использовалась жителями соседных сёл, которые и стали на них претендовать из-за этого возникали противостояния. Переросший вто время в судебное разбирательство приняло сторону против алмакцев, якобы есть российский закон, если кто использует землю три года, то за ним она законом закрепляется.

Во время нападения деникинских войск на Хасавюрт, в Дылыме находились турки, которые обучали салатавцев на турецком языке пользоваться оружием. Из Алмака были среди них Нуцалхан (Шуг1ул эмен), Гъайирби, Шарип (Халил вац), Г1алих1ажи и др.. В то время был арестован Идрис из Буртуная. который до этого служил в царской армии). Он был повешен турками в Дылыме... Всех кого обучили, около 200 человек бойцов со всего района, повели за Эндирей. воевать против Деникинской армии. Расположившись в окопах на подступах Эндирея они отстреливались от наступающих деникинцев. Под их натиском им пришлось отступить в Эндирей, где уже никого не было все опасаясь деникинцев ушли прятаться. Там нашли большую каструлю где был сварен суп с мясом. который предназначался для них, оборонявшихся село бойцов. Но они не успели даже притронуться к еде, взрывом коструля была опрокинута. За тем бойцы устремились за село и там рессеялись. Сколько человек погибло или были ранены не сообщается.

Когда Имам Шамиль, прорвавщийся из окружённого Ахульго, по пути следования в Чечню проходил краем села Алмак, им встретился алмакец по имени Г1алисолтан (отец Г1амирилг1алих1ажи). который пригласил их к себе в дом, находившийся поблизости, потом пришли и другие алмакцы встретить Шамиля. Когда Г1алисолтан преподнёс кушать варённые яйца Шамилю, тот спросил. умеючи ли он сварил их. Г1алисолтан ответил, что перед тем как варить вымыл яйца. Значит умея варить сварил сказал Шамиль.

10 семей былы выслны в Петербург. Один Байсолтан оттуда вернулся, остальные умерли там.

В Салатавии для наведения порядка, соблюдения адатов выбирались 500 лучших воинов, они регулировали все спорные вопросы, следили за строгой дисциплиной К ним даже обращалась кумыкская знать за помощью. Один человек из другого общества украл женщину из знатной семьи кумыков. Они обратились за помощью к салатавцам., которые нашли и доставили того, с украденной им женщиной к ним. Когда у него спросили, почему он украл их женщину. то сказал, что хотел стать родственником той знати.

В Алмаке слишком поздно стали выращивать картошку. Когда один человек из Алмака, находясь в Хубаре стал ест сырую картошку, думая, что это корнеплод напоминающий картошку (г1урус), ему там объяснили, что это картошка и что её сырым не едят.

Во время войны (ВОВ), был голод. Каким-то образом мать достала 26 туменов денег, эти были большие деньги по тем голодным временам. Меня она отправила в Хасавюрт, чтобы на эти деньги кукурузную муку купить. На базаре мерка зерна (къали) стоила 27 туменом, ни одна сидящая там торговка не захотела уступить на один тумен и мне пришлось вернуться домой... По пути в лесу на встречу выходит вооружённый бандит и велит, чтобы я пошёл в сторону. Хотел я проскочить, бандит ударил прикладом винтовки и мне пришлось следовать куда он сказал. Пройдя немного вижу шесть человек, бандиты. Там же четверо женщин односельчанок. у которых они отнимали что было на руках. Один из бандитов подошёл ко мне, велел снять рубашку из под старой порванной фуфайки(хорошая гимнастёрка была, мне её дали когда учился в ФЗО. которого не успел докончить) и бандит увидел деньги в нагрудном кармане гимнастёрки, но тот другой бандит велел там же в кармане оставить их. Мою рубашку бандит бросил к вещам, отнятых у женщин. Потом, через некоторое время привели взрослого человека Забита (Кадиев), односельчанина, худой такой был, спокойный, не думал, что он может так смело вести себя против бандитов. Он отказался отдать им своей военный шинели, там началась драка и все шестеро напали на него. В это время, схватив свою рубашку, я рванулся оттуда что есть силы не разбирая дороги. Бежал не останавливаясь, думая что они меня преследуют, я не мог допустить, чтобы эти деньги, от которых зависела жизнь нашей семьи, оказались в руках бандитов. Я бежал ориентируясь на речку Акташ, чтобы не заблудиться. Сколько пришлось добираться, не было ни каких тропинок, ели- ели по расщелинам откосам спускаюсь, весь в садинах. царапинах и чуть не напоролся на тех семерых бандитов, которые возвращались со своей добычей.Спрятавшись пока они пройдут, я пошёл вдоль Акташа и лишь ночью добрался домой. Потом через несколько дней, мать достала ещё один тумен и я с попутчиками пошёл в Хасавюрт и купил муку.


Чегуев Х1ажи

В Алмаке людей из больших хуторов переселили (до Отеч Войны) в местность Хавдишка.

Во время войны (после того когда немцев отбросили от северного Кавказа) его вместе со многими другими были отправилены для перекрытыя воды в Терском канале. Вода пущенная по этому оборонительному сооружению в низовьях затопляла большие площади земли и населённых пунктов. На западному берегу канала находились заброшенные немцами застрявшие там танки, вся местность была танками раскатаны пытаясь переправиться на правый берег. Не далеко от этого места на этой стороне канала находилось большое село Азаматюрт. гдето там тогда насчитывалось около двухсот домов, но в тот момент там оставался лишь один дом целым. Видно было что там шли упорные бои. Хотя может быть танки не сумели переправиться на правый берег, но немецкие солдаты вероятно переправлялись через этот канал (Ширина канала была 50 метров, глубина 2, 5 метров) и вели бои там. Вдоль берега канал был заминирован. Они напоролись там не разорвавшуюся мину.

В Хасавюрте возле железной дороги были несколько домиков-петер, один из которых принадлежал Султанбегу из Алмака. Ещё несколько маленьких домов находились возле русской церкви, других строений не было поблизости там.

Мы с несколькими односельчанами были призваны во время войны, но меня и нескольких из них отправили в устье Сулака, где ловили , обрабатывали, солили рыбу, очень много рыбы было там, со мной был и Гоймирзаев Насыр, после наши пути разошлись.

Один учёный-арабист, старейшина села перед людми высказался, что к нам просится Нажмудин Гоцинский, мы должны его принять и если пондобиться и поддержать.Глава села Саидов Курбанали (он был и по рассказам Занкиева Г1али очень достойным руководителем села, заботливым о нуждах и об интересах села человеком) стал отговаривать алима, но когда понял, что тот неумолим, высказался ему, что хоть и учёный-алим он известный, но ума соответственного у него нет (Беххе унеб лъин г1анасеб г1елму бук1ани щиб дур, гьеб х1алт1изабизе бет1ер гьеч1елъул).

Занкиев Г1али

Дома Эту и Баши сожгли работниками ГПУ, считая эти дома пристанищами бандитов

Т1агьирх1ажи (у него было семеро сыновей). был убит бандой Дада, опасаясь того что раскроется тайна о ранее спрятанного ими, у Т1агьирх1ажи Нажмудина Гоцинского.

Племяника Кебедова Дада, Саламхана из-за одной девушки убил Т1ушил Идирис. Брат Идириса Салиби попал в засаду устроенной бандой Дада. Они с живого Салиби сняли скальп. Погибщие оба И Саламхан, и Салиби были добрыми хорошими людьми.

Къебедил Дада был мужественным человеком. был лесником. потом главой села, он был заботливый об интересах села человек, но его окружение состоящее из двух его племяников-убийц. преступников Г1алимсолтана и ... подвело его.

Этой бандой были убиты Шагьилав, Г1амирг1алих1ажиев Салих1

Зукъу жена была двоюродной сестрой Кебедова Дада. Под давлением работников ГПУ, он дал информацию о местонахождении банды Дада.Встретив возвращаышегося домой Зукъу. заподозрив его. племяники Дада хотели убит его, но Дада не разрешил им. сказав. что свою двоюродную сестру не хочет оставить вдовой, сколько мы у неё мы ели и убийство Зукъу было бы чёрной неблагодарностью с их стороны. В село чтобы ликвидировать банду Кебедова Дада прибыл тогда большой специальный отряд ГПУ, о которых говорили, что эти "бойцы не показывающие своей спины". т.е. бесстращные. У них были очень сильные лошади, в местности "бачазул тала" они устраивали свои боевые учения, тренировки. сохраняя свою форму. Имено в окружение их и попала банда Дада. При перестрелке Дада был смертельно ранен, а его племяники сдались. После их ареста они в допросах выдали всех кто им помогали и оговаривая даже тех кто им не помогал, тех кто им не нравились. Так и они в допросах оговарили Сахродина и Занки. Пока шли проверки. ему пришлось сидеть под арестом три месяца.

Из-за спорной территории возник конфликт возле горы между акинцами и алмакцами. Особенно отличился там и Зукъу, который потом после этого был убит в засаде подосланными бандитами.


Календарь исламский


Мусульманские праздники