Печать
21
Март

Наиб Умалат в 1859г. в Гунибе

Добавил(а) Administrator on 21 Март 2011.

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Другой рассказ об Умалате записан из уст аксакала, старожила-алмакца Мирзаханова (Узайил) Гамзата, 1912 года рождения, правнука наиба Умалата. Эти воспоминания были записаны на аудиокассету на встрече в честь празднования 200-летия Имама Шамиля. Инициатором записи был директор Калининаульской средней общеобразовательной школы, заслуженный учитель РД, отличник просвещения РФ, директор школы РФ в 1972-2007гг Алихан Гиринов. Сама аудиокассета, к сожалению, утеряна. Воспоминания приводятся в изложении Динаева Д.М, в то время завуча этой школы, присутствовавшего при процедуре записи. На встрече Гиринов А.Г., Динаев Д.М. и ученики сидели в классе и Гамзат рассказал: 
- "Я родился, жил и вырос на хуторе Гваниг (Гъваниг), в 5 километрах севернее Алмака в Салатавском, ныне в Казбековском районе Дагестана, (Кстати, об этой местности, назвав его "Оньек", и ее жителях писал великий французский классик А.Дюма в своей книге "Кавказ". Там жили наши предки и семья Кудияв Умалхата (так алмакцы говорят о наибе Умалате Ичкерийском). В детстве я много слышал об Умалхате, его твердом характере и верности делу ислама и дружбе с Имамом Дагестана и Чечни Шамилем. Вероятно, Шамиль знал Умалхата, о его личных качествах, твердом характере и широком кругозоре. Став Имамом Дагестана, он послал к Умалхату

верного человека и пригласил в свою армию борцов за веру и свободу. С этих пор и до последнего дня в Гунибе Умалхат из Алмака оставался преданным сторонником и верным другом Имама Шамиля. Умалхат имел большую семью, десять детей. Самая младшая из его детей Хатимат (родилась 1841) позднее встала рядом с отцом и также до самого пленения Шамиля находилась рядом с ним. Она выполняла у Шамиля две роли - была переводчицей (тильмач) на чеченский язык и хранительницей его ценностей (казначлъун - слова Гамзата). Поскольку одна из жен Умалхата Базаргъиз была чеченкой из Кешень-ауха и Хатимат свободно владела чеченским языком, чем и пригодилась имаму Шамилю. После пленения имама Шамиля, в 1859 году, Хатимат с отцом вернулись в с.Алмак. Хатимат вышла замуж за чеченца из Кишень-ауха. Сам Умалхат некоторое время жил в Кишень-аухе, затем вернулся в Алмак, где и умер в 1877 году. Иногда Хатимат прибывала в с.Алмак навещать родственников. Так, в 1920-х годах, когда мне было лет 8-9, когда однажды весной в гости нас последний раз навестила бабушка Хатимат, т.к. больше он ее не видел. В то время ей было лет под 80, но выглядела хорошо. Она сказала, что хочет в последний раз посмотреть на те места, где прошло ее детство, где жила их большая и дружная семья. Хатимат гостила у нас два дня. Утром второго дня она с разрешения моих родителей взяла меня с собой в качестве сопровождающего и пошла навещать родственников по хуторам села, по знакомым ей местам. Она была еще крепка, ходила легко и я даже немного устал. После обеда, возвращаясь домой, на участке Алмакской долины - Гайли, мы сели под большое дерево груши отдохнуть. Она мне много рассказала о своей жизни, о том, как воевала с Шамилем за веру и как это было трудно. Рассказала ему, что она и ее отец наиб Умалхат были до конца рядом с имамом Шамилем в Гунибе. Поскольку Умалхат вернулся с Чечни без своих муридов, которые отказались воевать против царских войск, он был с ним (имамом Шамилем) не как наиб. По ее словам, Имам Шамиль ей очень доверял. Она была хранительницей его самых дорогих вещей, в том числе и драгоценностей. В последний день перед пленением в Гунибе Имам ее позвал к себе и приказал захоронить все оставшиеся при нем драгоценности незаметно от всех в естественных углублениях и расщелинах, образовавшиеся там от ливневых вод, которые имеются в наших горах, чтобы ничего не досталось врагу. В этих отверстиях еще должны храниться оставшееся золото и драгоценности из казны Имама Дагестана и Чечни.

Гаджимагомедов Г.Р.