Печать
29
Июль

Умалат-наиб Ичкерии из Алмака

Добавил(а) Administrator on 29 Июль 2011.

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

УЧЕНЫЙ ИЗ АЛМАКА -  НАИБ ИЧКЕРИИ УМАЛАТ.

Кавказская война, шамилевское движение оставили глубокий след в нашем сознании, повлияли на общественное развитие не только России, но и других стран, всколыхнули лучшие умы человечества. Эта тема нашла отражение в трудах историков и литераторов, но интерес к ней не угасает и теперь. События той эпохи не изучены до конца, история полна загадок, однако есть вопросы, ответы на которые надо искать возле себя – в легендах, в рассказах стариков, услышанных в детстве и кажущихся такими обыденными, что на них не обращаешь внимания.

 

Предлагаем вашему вниманию малоизвестные факты из биографии Умалата из Алмака, собранные его потомком, уроженцем селения Калининаул Казбековского района Гаджимагомедом Гаджимагомедовым. Умалат (известный у алмакцев как Уммалх(I)ат) был ученым, судебным исполнителем и наибом имама Шамиля. Правда, во многих солидных ученых трудах, посвященных Кавказской войне, эта яркая личность вообще не упоминается. Возможно, оттого, что некоторые полагают, будто Умалат был уроженцем Чечни, и Шамиль назначил его наибом Ичкерии. Как бы то ни было, постараемся восполнить этот пробел и рассказать об этом человеке, сыгравшем немаловажную роль в шамилевском движении.

В предгорье Дагестана, на юго-западе Салатавии, на правом берегу Акташа, в плодородной долине расположен древний Алмак. Он сыграл важную роль не только в боях и сражениях, происходивших в Салатавии, но и в личной жизни Шамиля, всего Имамата. Из Алмака вышли сотни прославленных воинов, 28 бесстрашных шамилевских мюридов. Среди них был и знаменитый Умалат, который почти 20 лет был наибом Ичкерии.

Родился Умалат примерно в 1793 году в семье узденя Абдурахмана (алмакцы звали его Аду). Отец и мать его были добрыми, отзывчивыми людьми, которые воспитывали в своих детях порядочность и честность, любовь к исламу и к родине. Детство Умалата было обычным детством мальчика в предгорном селе, но он отличался своенравием, твердостью характера, умением добиваться поставленных целей, отстаивать убеждения. Эти качества он сохранил на всю жизнь.

Учиться он начал довольно рано. Рассказывают, что однажды, получив плохую оценку и выслушав от учителя замечания, Умалат пришел домой очень расстроенный. Мать отругала его за плохую оценку. Огорченный ребенок лег и скоро уснул. Во сне он увидел старца с добрым лицом и в белом одеянии. Тот сказал ему, что он может попросить у Аллаха все, что ему угодно. Проснувшись, Умалат попросил счастья себе и своим потомкам и хорошие знания без усилий.

Вскоре на крыше своего дома Умалат увидел открытую книгу. Взяв ее в руки, он прочитал название - "Книга о Вселенной". Книга заинтересовала его, и Умалат начал читать. С того дня он возвращается в медресе и продолжает учебу. Теперь учителя видят в Умалате пытливого муталима с большими способностями. Постоянно совершенствуя свои знания, он переходит от одного ученого-арабиста к другому. Они в решающей степени повлияли на становление Умалата как личности и будущего наиба. (Кстати, и среди его потомков, о которых он не забыл в своей просьбе к Аллаху, много образованных людей).

Прошли годы. Умалат стал красивым молодым человеком. Почти двухметрового роста, крепкого телосложения, он обладал огромной физической силой. О его мужестве до сих пор ходят легенды, поются старинные песни, его имя упоминают в молитвах.

Когда началась Кавказская война, Шамилю потребовались мужественные и храбрые люди, пользующиеся доверием и любовью народа. В 1843 году он назначает наибом провинции Ичкерия ученого из Алмака. Слава об Умалате распространилась по Дагестану и Чечне. Он был красноречив, остроумен, силен, жесток к врагам, справедлив к народу, и Шамиль любил его за это.

За долгое время своего наибства Умалат стал одним из близких соратников Шамиля, никогда не подводил его: имам высоко ценил его службу, верность, беспощадность к врагам. Умалат умел снискать своими ласками и обещаниями расположение дагестанцев и чеченцев, заслужить их доверие и привлечь на свою сторону ученых, умных и влиятельных людей.

Число всадников в наибстве Умалата в разные годы было разным, но он постоянно имел не менее 300 готовых конных воинов. Русское командование давало им высокую оценку: "Во время войны они составляют самую надежную и лучшую часть сборища горцев, держатся с отчаянной решимостью, соблюдают отличную подчиненность. Малое число их опаснее, чем целое скопище горцев".

Умалат формирует народное ополчение, куда входили здоровые мужчины от 15 до 50 лет. Ополчение собиралось для проведения операций и распускалось после ее завершения. Оно делилось на полутысячи, сотни, десятки, во главе которых стояли командиры-профессионалы. Такая система давала возможность Умалату всегда иметь под рукой готовых всадников, быстро мобилизовать при необходимости воинов и столь же быстро их распускать. Его воины отличались высокой исполнительностью, безоговорочным подчинением установленным нормам, порядкам и приказам командиров, высоким моральным духом воинов, которые защищали свою землю и независимость.

Несмотря на значительное увеличение сил империи на Кавказе в 1843-1844 годах, военные действия царских войск не имели успеха. В 1845 году царь предписал Воронцову "разбить… скопище Шамиля, проникнуть в центр владычества и в нем утвердиться".

В начале июня 1845 года многочисленная армия через крепость Внезапная двинулась к селению Гертма. В это же время в Алмак прибыл Шамиль. Узнав о намерениях противника, он созвал совет наибов. На съезд приехали ученые и почетные люди, представители всех населенных пунктов. Здесь были решены наиболее важные вопросы, приняты законы, определена стратегия дальнейшей борьбы и произведены некоторые изменения в администрации имамата.

Организатором съезда в Алмаке (17-20 октября) в 1845 году был Умалат. Шамиль приказал ему, как назначенному наибу в Ичкерии, немедленно приступить к укреплению всех подступов к Чечне и особенно Ичкерии. Умалат поклялся, что будет сражаться до конца.

После сражения все увидели, что чухха, которая была на Умалате, вся изрешечена пулями. Впоследствии Шамиль неоднократно показывал эту чухху молодым воинам со словами: “Вот, смотрите! Без воли Аллаха человек не умирает…”

В 1845 году межлис имамата постановил провести перепись населения Дагестана и Чечни. Первым с итогами переписи явился наиб Умалат. Он выяснил, что за последние пять лет мужчин стало в три раза меньше и дети рождаются все реже и реже.

Эти сведения заставили Шамиля задуматься. Созвав совет, имам нашел выход. Назавтра глашатай объявил о сходе веденских вдов в возрасте от 18 до 30 лет. Веденцы были немало удивлены, а вдовы сначала подумали, что над ними шутят. Сход состоялся в диван-хане имамата, каждой женщине было предложено назвать имя мужчины, за которого она желает выйти замуж и стать второй женой. Большинство женщин назвали имена желанных. Одна молодая вдова пожелала выйти замуж за имама. Так, следуя новому закону, Аминат стала женой Шамиля.

В 1848 году на подступах к селению Салта Умалат был тяжело ранен. С каждым днем ему становилось все хуже и хуже. Шамиль послал за русским врачом (об этом упоминается в "Завещании Шамиля). К удивлению имама и мюридов, врач приехал. Это был знаменитый хирург Николай Иванович Пирогов. Его привели к раненому. Операция длилась полтора часа. В качестве вознаграждения за спасение Умалата Шамиль хотел подарить Пирогову белоснежного коня - одного из лучших в своей конюшне, однако врач подарка не принял, сказав, что он приехал не за подарком, а ради спасения раненого.

Узнав об этом, главнокомандующий Воронцов упрекнул Пирогова: “Как же это вы, батенька, без ведома и позволения на то посмели?” Хирург ответил, что отказ в помощи нуждающемуся в его понимании равноценен убийству.

В то время аул Ведено был главным центром по производству оружия в имамате. Железо и свинец добывали в районе аулов Ведено и Муцо. Недостаток свинца компенсировался использованием меди и глины для производства пуль (глиняные пули обливали свинцом). Все это контролировал Умалат.

В 1854 году горцы взяли в плен княгинь Орбелиани и Чавчавадзе, княжну Бебутову с детьми и француженкой-гувернанткой. Их привели в Дарго-Ведено. Имам попросил Умалата обходиться с ними хорошо. Восемь месяцев находились они под присмотром самого Шамиля и наиба Умалата, потом пленниц обменяли на сына Шамиля Джамалутдина. Обмен состоялся у берега реки Акташ, в местечке Мичикал. Об этом случае рассказывают старожилы Алмака.

К середине февраля 1858 года войска Евдокимова подошли и расположились полукольцом с северо-западной стороны столицы имамата. Сын Шамиля Гази-Магомед укрепился в резиденции имама – в Новом Дарго. Веденский наиб Умалат преградил подступы, засел в Ведено. Из сторожевых башен Дарго и Ведено оба наиба зорко следили за движением в стане врага.

В первых числах апреля царские солдаты начали штурм Дарго и Ведено. Умалат держался в разрушенном до основания ауле. Он мужественно сражался, но вынужден был сдать этот аул.

Старожил Алмака Гаирхан Ирисханов говорил, что его мать рассказывала о событиях шамилевского периода и упоминала о том, что Умалат однажды привел в Алмак из Хасавюрта русского врача, который лечил сына имама Джамалутдина. История эта произошла в 1858 году и в точности описана в книге Александра Дюма “Кавказ”.

И во время войны, и после за Умалатом охотились. Он вершил шариатский суд, и те, кто был недоволен его решениями, хотели отомстить ему. Аллах спас его от всего плохого. Рассказывают, что какое-то время он был муллой в Кешень-Аухе, но вскоре люди прогнали его, сказав, что он убийца. Тогда он вернулся в Алмак и стал там жить. Рассказывают также, что в Кешень-Аухе случилась засуха и люди стали просить у Аллаха дождь, но все было напрасно. Тогда, поняв свою ошибку, они отправились за Умалатом. Он пришел с ними, попросил у Аллаха дождь, и, к удивлению людей, на второй день дождь пошел. Люди, раскаиваясь, просили Умалата остаться и стать их муллой, но он отказался и вернулся в Алмак.

У Умалата было две жены: аварка Айзай из Алмака и чеченка Базаргиз из Кешень-Ауха – и десять детей. Судя по рассказам, он умер в 1877 году и был похоронен в Алмаке. Известно местонахождение могилы на старом кладбище в центре села сзади мечети, рядом с могилами шахидов, погибших в Кавказской войне. По рассказам узнали, что только внук Умалата – тоже Умалат – знал, где похоронен его дед. Он показал могилу Абдулнасиру, а тот – нам. \См. фото\.

Жители Калининаула рассказывают, что после выселения чеченцев в 1944 году в селе нашли книгу "Наиб Умалат", но потом она была потеряна. У Алигаджи Алимпаши (???), праправнука Умалата, сохранились сабля наиба.

Интересна история Корана, принадлежавшего Умалату. Эту книгу одна ханша подарила имаму Шамилю, а он подарил ее Умалату - своему верному наибу за его преданность, об чем свидетельствует надпись, сделанная на Коране. Книга вместе с Умалатом прошла через все сражения, победы и поражения, а после смерти перешла к старшей дочери Месей. Коран и теперь хранится у потомков наиба - в семье Гизаевых.

ГАДЖИМАГОМЕДОВ Г.Р.

2004 г.