forkredit.com | | vivaspb.com | finntalk.com
Печать
PDF
10
Янв.

Алмахъ. Г.Гаджимагомедов.

Добавил(а) Administrator on 10 Январь 2015.

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

                                         А Л М А Х Ъ

     

        Бат1и-бат1иял г1елмиял тарихалъул источниказда т1ахьазда ратарал руго къокъго хъварал  Алмахъ гъорлъ рехсарал баянал. Комментариял гъорлъ гьеч1ел ва официалияб Алмахъалъул ц1ар бак1-бак1алъан гьоркьоса х1арпал хисизарун ратула гьенир. Цо-цоязда рак1алде ккезе бегьула гьединаб хъвай-хъваг1аязулъ батулеб ц1ар рехсей Алмахъалъул х1акъалъулъго бугодаян. Доб 1845 соналъ Алмахъалда Шамиль имамас г1уц1араб Имаматалъул къадру к1удияб данделъиялъул (съезд) рехсеялги руго гьезулъ. Гьединлъидал рак1алде ккана гьаб макъала хъвазе. Перевод гьабич1огун г1урус мац1алъ хъван батухъе толеб буго.                                     

       Об Алмаке эпизодически, важные исторические события освещаются не комментируя в подробностях, не делаются попытки раскрыть их в деталях.     Кратко, буквально в нескольких предложениях сообщается об Алмаке в редком издании Бакиханова А.К. «Гюлистан-и Ирам», Баку 1926г.: «…Эмир Темур, покорив кумыков, обитающих между Тереком и Сулаком, прошел по земле Мичикич, на город Алмак…, который имел 7 тысяч домов… Он взял город после сильного сопротивления и разорил его».

         Алкадари Г.Р. «Асари – Дагестан» (исторические события о Дагестане» (Махачкала «Юпитер» 1994г.)), пишет «…Царь Тимур, покорив землю кумыков, живших между реками Тереком и Сулаком, вторгся оттуда в Чечню и разгромил бывший там город Алмак…, имевший 7-8 тысяч домов…»

    До нашествия завоевателя Тимура, северная оконечность нынешнего села под названием «Гъоркьа росо» была сильно укреплённым местом. Осенью 1395 года завоеватель Тимур подобрался к городу Алмаку, где было 7-8 тысяч дворов, с целью его захвата и осадил его несколько месяцев. Он обещал жителям города жизнь и просил открыть ему, т.е. его войску ворота «Коймесе», на это жители города ответили отказом.

     В книге Мухаммед-Тахир аль Карахи, «Блеск Дагестанских сабель в некоторыхшамилевских битвах» (часть 1, М. 1990 г., с.86) мы читаем следующее: «Ночью мюриды вышли с того хутора и шли, пока не достигли селения алмакцев (алмахал) и к утру, когда их муэдзин призывал к молитве. Мюриды, однако, сразу вышли из Алмака, прячась и не сообщив никому, чтобы люди его не претерпели какого-либо ущерба со стороны своих преступных соседей из близлежащих больших селений по причине того, что Шамиль останавливался у них. Около воды мюриды остановились для совершения ритуального омовения, и тут торопливо подбежали: мулла алмакцев, а также их знать и простонародье. Алмакцы повисли на Шамиле и попросили, чтобы мюриды вернулись в их село. Тогда Шамиль был вынужден объяснить алмакцам причину, по которой мюриды не стали останавливаться в их селении».

   В книге Мансурова Ш.М. «Салатавия» (Махачкала, «Юпитер», 1995г.): «…Во времена Тимура Алмак был известен как крупный и хорошо укрепленный город с населением более 9 тысяч дворов…» После нескольких безуспешных штурмов, приведшие к большим потерям живой силе, военачальники Тимура и прозвали город «Алмак», то есть неприступный…»

      В книгах других авторов идет несколько измененная запись об этих фактах. И почти все и несколькими предложениями ограничены сведения о древнем городе Алмаке, каждое слово которых охватывает целую эпоху развития и процветания, разрушений, горя и трагизма алмакцев тех лет. Напротив, встречаемых в некоторых книгах, сообщения о важных исто-рических фактах, связанных с Алмаком, из-за ошибок, допущенных авторами, могут вносить путаницу, создавая ощущение у читателя, будто речь идет о разных населенных пунктах. В связи с чем и подготовилена  эта статья.

        Так, в книге «История Апшеронского полка. 1700-1892гг. (Изда-тельство Атаева И.Г., Дагестанская Республика.1993г., том 2. с.120-122, 135, 257, 258, 262, 287, 289, 296) написано как селение Алмаки.

   В книге «История народов Северного Кавказа. Конец ХУ111 в - 1917 г.» (Москва. «Наука» 1988г. под редакцией академика Нарочницкого А.Л), сообщая о съездах Имама Шамиля, написано на одном листе «…съезды были созваны… в октябре 1845 г. в Алмае…». В другом месте той же книги сообщается, что тот же съезд состоялся в «…Аммахе…».

      В книге А.М. Халилова «Шамиль и Кавказская война» (Махачкала, 1998г. с.129) записано, что с 1841 года по 1858 год для обсуждения и решения важнейших вопросов 6 раз созывались съезды Алимов и других представителей (должностных лиц) имамата: в Дарго,Амахе, Анди, Ругудже, Шали, Хунзахе.

     Об этом съезде упоминается у многих авторов книг, но при этом все они ограничились только словами, что в 1845 г. был съезд наибов Чечни и Дагестана в Салатавии в сел. Алмах (ЦГА РД. Фонд 8 оп.8. д.7, стр.53)-84.

        Цагарешвили Ш.В.. Шамиль… Сборник документальных материалов. Тбилиси.1953 г. на стр.547. записано сел. «Алмаки». (84. ЦГА ДАССР. Ф.8. Оп.8. Д.7. л.53. Хронологический сборник за период 773 до н.э. по 1935 годы н.в. 85. ЦГА ДАССР. Ф.133. Оп.1. Д.23. л.18. «Хронологические данные борьбы Шамиля против царского владычества в Дагестане» за период 773 до н.э. по 1935 годы н.в. 86. Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск 7. стр.30)

      И.М.Сигаури в книге «Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен» (Москва. Издательский дом «Русская жизнь».1997 г. стр.285) пишет подобные съезды созывались в Дарго (1841), в Алмае (1845)...

     В самом ЦГА РД (Фонд 264 Оп.1 д.1. Посемейный список жителей селения Алмак 4 участка Хасавюртовского округа за 1886 год) записано два разных названия: дело Алмакинское сельское управление Хасавюртовского округа Терской области сел. Алмаки, а в то же время название записано так: посемейный список селения Алмак.

     Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У., Омаров Х.А. «Восстания дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и имамат 1877 года». (Книга 1. Махачкала. 2001г. стр. 57, 213, 273) - пишут, что показывая свою приверженность к шариату, нарушили договор с неверными жители города Буртуная и Алмаха. Царские войска, 02 июня (21 мая) 1877 года, уничтожив сел. Алмах и его хутора, повернули обратно назад к укреплению Буртунай. Они лишили «мятежных» алмахцев возможности присоединиться к отряду Алибека-хаджи…На наш взгляд, слишком множественны искажения по отношению населённого пункта Алмак.

     А вот Ю.Дадаев в своей книге «По тропам шамилевских сражений» (г.Махачкала. «Юпитер» 1997г.) более подробно на высоком уровне описывает это важное политическое событие Имамата, состоявшееся в Алмаке, придав этому должное весомое значение: - «…В октябре 1845 годов в Алмаке три дня проходил съезд наибов, Алимов, кадиев, муфтиев, почетных и авторитетных людей, известных полководцев, командиров боевых отрядов Дагестана и Чечни. Это был съезд победителей, разгромивших многотысячную армию фельдмаршала Воронцова…».

   Ярко, объективно, на высоком профессиональном языке историка не без романтической изюминки написано (используя документальный материал) о наибе Умалате из Алмака в книге М.И. Ибрагимовой «Имам Шамиль» (Москва.1991г., стр.227, 352). На тот период она была пожалуй единственным автором, кто отважился написать об имаме Чечни и Дагестана Шамиле столь объективно. Автор от имени своих односельчан, выходцев из Алмака выра-жают искреннюю благодарность М.И. Ибрагимовой за раскрытие малоизвестных фактов о наибе Умалате, хотя и здесь мы встречаем некоторые искажения названия Алмака, вроде «Альмахи», «Алмаки», альмахальцы, а вместо «Мичикал» (местность недалеко от Алмака) - «миникаль».

      Г.М.-Р. Оразаев (Исторические сочинения Дагестана, Издательский дом «Эпоха». Махачкала, 2003г.с.279). Переселение около 500 семейств из Ауха, Ваника (Г(ъ)ваниг - местность возле с.Алмак) и других мест наблюдалось также в мае 1859 года. Для их прикрытия были направлены войска Салатавского отряда. (АКАК, т.12,с 1143).

       Гаджи-Али в книге «Сказание очевидца о Шамиле» (Махачкала Дагкнигоиздат. 1990г. стр. 35): «…в четверть месяца Рабиуль-аввала 1264 г. (июнь 1845г.) Шамиль выступил со всем войском Дагестана в селение Алмах, что в Салатавии.

      В книге Ю.Дадаева «По тропам шамилевских сражений» записано, что небольшая часть алмакцев, спустившись к речке, сумела укрыться в лесах на левом берегу реки Сулак (вместо Акташ).

       М.Магомедов в пособии «История Дагестана с древнейших времен до конца Х1Х века» (ИПЦ ДГУ Махачкала 1997г.), а также в книге «История аварцев» (Махачкала, 2005г., стр.131) и в книге Ахмеда Исламмагомедова «Аварцы» (Махачкала. 2002 г.С.15): «Тимур снова направляется в Дагестан, и прежде чем идти в горы, он обрушился на кумыков, живущих между Тереком и Сулаком…Затем, оросив кровью предгорные районы, Тимур двинулся в Аварию», где вообще пропустили то место об Алмаке связанное с осадой и с упорным сопротивлением защитников этого города с трагическим исходом, содержательно отмеченных такими известными учёными-историками как Аббас Кули Бакиханов (бывший офицер,полковник царской армии) и Алкадари Г.Э. (Гюлистан-и Ирам. Баку,1926. с.64, Асари-Дагестан. Махачкала. 1929. с.29), хотя до него такими учеными как М.Г. Гаджиев, О.М. Давудов, С.Р. Шихсаидов «История Дагестана». (г.Махачкала, изд. ДНЦ РАН, 1996 г. стр.304-309), а также редакционной коллегией: М.Г. Гаджиев, О.М. Давудов, Г.Ш. Каймаразов, А.И. Османов, Х.Х. Рамазанов, А.Р. Шихсаидов к книге «История Дагестана с древнейших времен до наших дней, до ХХ века». («Москва. Наука. 2004г. Т.1 с.232)-1, писали, что … Эмир Темур, покорив кумыков, обитающих между Тереком и Сулаком, прошел по земле Мичикич, на город Алмак (ныне деревня в Салатавском округе), который имел 7 тысяч домов… Он взял город после сильного сопротивления и разорил его».

       Подобные трагические для истории Дагестана события нашли отражение также в местных исторических записях. Одна из них гласит (запись на одной из страниц рукописи «Канз ар-рагибин фи шарх Минхадж атталибин» Мухам-мада ал-Махали, принадлежащий жителю сел.Муги Акушинского района Ма-гомедзапиру Закиргяеву): «797 год - дата прихода Тимурлинга со своей громадной силой в селения (карийат) Дарга, разрушения селения Муги (Муха) и гибели в сражении его жителей (ахл), юношей, детей, стариков. Пропали все надежды на спасение из-за этих интриганов, но тут пришла к нам помощь из вокруг лежащих селений из Аварии и Кумуха (Авар и Гумик) и мы освободились от того великого несчастья» (Айтберов Т.М., Шихсаидов А.Р. Из дагес-танских памятных записей «Восточные источники по истории Дагестана». (Махачкала. 1980 г. с.110)). 797 г. хиджры (М.Г. Гаджиев, О.М. Давудов, С.Р. Шихсаидов «История Дагестана». г.Махачкала, изд. ДНЦ РАН, 1996 г. стр.307-308) падает на промежуток между 27 октября 1394 г. и 15 октября 1395 г. учи-тывая приведенные выше сообщения, можно считать, что в действительности речь идет о походе Тимура во внутренний Дагестан весной 1396 г.

      Б.Г. Алиев «Борьба народов Дагестана против иноземных заво-евателей». Издательство типографии ДНЦ РАН. Махачкала.2002 г.с.148-155) указывает время нападения Тимура - в конце зимы (797г.27.Х.1394-15.Х.1395г.) Как повторное нападение, что Тимур-завователь в начале весны 798г. (16.Х.1395г.-4.Х.1396г.) направился в сторону Дербента и Азербайджана.

     И.М. Сигаури («Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен». Москва. Издательский дом «Русская жизнь». С.224) Тимур, пройдя через кумыкскую низменность, вторгся в Чечню и после сильного сражения взял и разрушил город Алмак (Алмкхе), в котором было примерно 7-8 тысяч домов.

     Между тем, ошибки в книгах, помимо выше названных, продолжаются и по отношению событий недалёких прошлых лет. Так, в книге А.Атаева «Дагестан» (г.Москва. Издательство «РИФ». С.59, 182), где приводятся фотографии пятнистых оленей ошибочно пишет,«Дылымский район», тогда как они содержатся в с. Алмак Казбековского райо-на. Ахмед Исламмагомедов, в книге «Аварцы» (Махачкала. 2002 г.С.165), согласно записи на территории, ныне принадлежащей Чиркею, тогда было расположено 10 селений. Однако в этом списке нет селения Алмак, хотя приведено село Ясазул росу, которое относилось к селу Алмак и расположено выше села Алмак на горе Цанта (Зантаб, Ц1ант1а мег1ер) на расстоянии около 3 км. от него. По преданию, местность Ясазул росу (девичье село - перевод с аварского), служила прибежищем, где во время опасности со стороны захватчиков алмакцы прятали женщин Под этим местом на горе имеются подземные проходы (то ли искусственные, то ли естественные – никто их не изучал). Кроме того, в издании Омарова Г. депутата Государственной Думы РФ (авторский коллектив: Р.М. Магомедов, академик НАН РД, Г.А. Гаджиев, судья Конституционного суда РФ, М.И. Садиков, ректор института теологии и религиоведения им. Мама-Дибира аль Рочо, М.К. Омаров, консультант фонда «Содружество», Д.Д. Васильев, вице-президент Общества востоковедов РАН. Региональный фонд поддержки государственной национальной политики «Содружество», 2005 г. стр. 411) - 1845 г.– съезд Алимов, наибов и других должностных лиц в Амахе. Создание Шамилем кодекса законов Имамата («Низами Шамиля»).

  «Алмае», «Аммахе», «Амави» (по Дюма), «Алмаки», «Амах»,«Алмах» -  искажённые названия одного и того же села, официальное название которого Алмак. Подобные разночтения создают ощущение, что речь идет о нескольких населенных пунктах, потому и необходимо было поднять вопрос о допущен-ных в разных источниках искажениях относительно названия данного села.

                                                      Гаджимагомед             

                                                  Гаджимагомедов


Календарь исламский


Мусульманские праздники