forkredit.com | | vivaspb.com | finntalk.com
Печать
PDF
26
Янв.

Древний город Алмак - средневековый Беленджер

Добавил(а) Administrator on 26 Январь 2012.

Оценка пользователей: / 3
ПлохоОтлично 

                   Д.М.Динаев, Ш.Ж.Жамалдинов

 

                   Древний  город  Алмак - средневековый  Беленджир.

        Селение Алмак Казбековского района - одно из самых древних поселений

Дагестана. За свою долгую историю Алмак много раз стирали с лица земли, а

его жителей истребляли,переселяли или выселяли  часто. Конечно, нынешнее

село Алмак и сами алмакцы совершенно   изменились, это другие люди   по  

происхождению, образу жизни, но ментальность алмакская  удивительным

образом передается из  поколения в поколение. Честные, добрые, справедливые

и бесстрашные люди жили в Алмаке тысячи лет  назад и такими алмакцы

остались до наших дней.

Нынешние алмакцы в большинстве живут в селениях  Алмак, Калининаул,

Ленинаул и в городеХасавюрте. Много их проживает в Кизилюрте, Кизляре, 

Махачкале, в Бавтугае и во всех селениях  Казбековского района, а также в

Ростовской области, Ставропольском крае и Калмыкии.

По приблизительным подсчетам в настоящее время насчитывается   около

16000 алмакцев.

     О древности Алмака свидетельствуют археологические находки в

окрестностях самого   селения,    представленные для изучения алмакцем,

депутатом Народного Собрания Республики  Дагестан Сатираевым А.С.

По результатам исследований в журнале "Вестник института ИАЭ"

№4 за 2006 года была напечатана   статья О.М.Давудова, в которой

различные бусы, зеркала,  подвески и фибулы датируются 1-2 веками

до   нашей эры. Об этом же свидетельствуют   многочисленные материалы,

собранные в краеведческом музее  селения Калининаул.

Остается открытым вопрос о том, как же назывался 2000,1000 лет назад,

а также до  октября 1395 года населенный пункт, расположенный на данной

территории.

         Смело можно утверждать, что история современного Алмака

начинается с книги   выдающегося   ученого-кавказоведа 19 века

Аббас-Кули-Ага Бакиханова "Гюлистан-и Ирам".

Написана книга была в 1841  году на азербайджанском языке, а в переводе

на русский язык   вышла в 1842 году. Эта книга является  первой академической

историей Кавказа и Дагестана.

Автор в должности офицера царской армии  принимал непосредственное

участие в Кавказской войне и, вероятно, даже лично побывал в Алмаке,  

который грозный Темирлан  еще в 14 (октябрь 1395 года) веке назвал

"неприступным", а тогда стал на пути   русских войск,  интересовался

древней историей села. До сих пор остается тайной для нас источник,

которым автор воспользовался, когда в своей книге без тени сомнения написал:

"Эмир Тимур, покорив   кумыков, обитающих между Тереком и Сулаком,

прошел по землеМичикич на город Алмак (ныне деревня  в Салатавском округе),

который имел 7 тысяч домов. Он взял город после сильного сопротивления и  

разорил его".

На равнинной части жили кумыки, а за рекой Ярыксу в Мичикич проживали

чеченцы.  Это на   самой границе с территорией нынешнего Алмака, так было

и раньше.

       Старейшины села, например, уважаемые и высокоавторитетные аксакалы

Алижанов  Хасамирза,Газиев   Умарасхаб, Джантемиров Исмаил, Гебеков Курбан

и другие, всегда говорили, что Алмак раньше был  крупным городом, который

простирался от Салатавских гор почти

до нынешнего Хасавюрта, как им   рассказывали старики в свое время.

Но с современной точкизрения мало кто этому верил. Рассказы    предков считали

фантазией, к тому же научных  или письменных доказательств не было.

И только книга   А.Бакиханова, которая стала доступна  широкому кругу читателей

после переиздания на русском языке в  1991 году в Баку, стала

достоверным доказательством существования на территории нынешней Салатавии

в древние времена крупного цветущего, хорошо укрепленного дагестанского города.

       Вопрос о древних городах на территории нынешнего Дагестана всегда интересовал

ученых разных   стран и не нашел до сих пор своего решения. Вот цитата из учебного

пособия"История Дагестана" для 8   класса, изданного в Махачкале в 1998 году под

редакцией Р.Магомедова, страница 25: "Очевидно поэтому   вместо известий о

кровавых битвахисточники начинают сообщать о появлении множества городов в  

(Кавказской - Д.Д.) Албании.

Знаменитый географ 2 в.н.э. Птоломей приводит 29 их названий,   большинство

расположенона   побережье Каспия и на равнине". В другой книге написано:

"Письменные   источникиупоминают свыше десятка городов на территории

Дагестана: Дербент, Цри(Цахур) , Шахристан-и   Йездигерд, Беленджер, Семендер,

Хумрадрж (Хунзах), Калакорейш, Уркарах,Балх, Варачан, Таргу,  Баланджар, Хамлидж,

Чунгарс" ( страница 395 "Истории Дагестана", выпущенной в 1996 году в Махачкале  

 под редакцией М.Г.Гаджиева, О.М.Давудова,

А.Р.Шихсаидова). К сожалению, за исключением Дербента,   месторасположение этих

городов до сих пор точно научно не установлено. Вероятно, один из этих  городов и был

предшественником Алмака. Больше других по описанию историков на эту роль подходит

древний Балк-Беленджир. В Интернет-поиске можно узнать, например, что город Беленджир

(варианты   написания в разных источниках Балк-Беленджер, Балх, Баланджер, Баланджир

и другие) - это нынешний   Буйнакск, или Эндери, или Чиркей, или даже Махачкала.

Патриарх дагестанской истории Р.М.Магомедов в   своем школьном учебном пособии

для 8 класса "История Дагестана" (Махачкала, 1998год) на странице 31  пишет:

"Балк-Беленджер (на севере Дагестана)". В ученом мире авторитет этого ученого

непререкаем, и  по всем другим свидетельствам Беленджир располагался на территории

Северного Дагестана. Правда,  тайна города Беленджир еще полностью не раскрыта,

так как понятие "Северный Дагестан" растяжимое.

Но далее в той же книге автор уточняет свою гипотезу и привязывает город

к северодагестанской реке   Акташ. Так на странице 34 читаем: "среди союзников Анджи

названы горные районы вплоть до Грузии, а   также Индир ( Эндери-Д.Д.) и Балх

(район р. Акташ)". Под Балхом, наверное, подразумевается Беленджир.

Правда, позднее Р.Магомедов остановился на варианте локализации Беленджира

в районе Верхнего  Чирюрта. Главным и неоспоримым доказательством этого ученый

считает, что на территории Северного  Дагестана нет другой реки, кроме Сулака,

в которую можно было бросить трупы убитых арабами   белерджинцев. Этого же мнения

придерживаются и некоторые другие исследователи Кавказа, например, С.А.Плетнева

в книге "Хазары" пишет буквально: "Видимо, река Сулак в древности также называлась

Беленджир, (в 723 году арабы взяли Беленджир и арабский военачальник приказал

пленных топить в реке   Беленджир. Единственная река в Дагестане, в которой можно

утопить людей, Сулак. Остальные реки -  мелкие и широкие, с каменистым дном)".

Не являются ли все эти "видимо" и "единственная река в   Дагестане" просто

предположениями автора? Далее, правда, автор пишет: "Мощные города-крепости с

системой оборонительных сооружений, аналогичной чирюртской, известны и вне

бассейна Сулака - на  Акташе и Тереке. Один из них, Азар (Хазар)-кала находился

на реке Ярыксу ( притоке Акташа), второй - на   мысе высокого берега самого Акташа".

Получается, в районе Акташа в разное время располагались и Балк,   и другой город

без названия, и Алмак, с которым долго сражался Тимур? В исторической повести

М.Казовского "Судный день" ("Крах каганата" рассказывается о трагической судьбе

хазарской царицы   аланки Ирмы, которую после развода каган Иосиф отправил в ссылку

на Кавказ в Хазар-калу из столицы  Итиля (город на Волге). Вот что увидела опальная

царица на Кавказе: "Крепость Хазар-кала оказалась  маленькой, тесной и невзрачной.

Из окна своей комнаты Ирма видела только гребень внешней стены,  сложенный из

саманных кирпичей, да покатый склон зеленой горы, уходящий к небу. Где-то рядом

текла  речка Ярыксу, желтая от глины, и потом, затейливо попетляв, растворялась

в Акташе - более полноводной   и быстрой. По дороге, переправляясь через нее,

чуть было не погиб один из верблюдов каравана царицы.   Гарнизон состоял из

полутора тысяч человек".Оказывается, более тысячи лет назад река Акташ, в которую 

впадали малые речки Циркин, Булак, Саласу и еще Ярыксу, была большой и

бурной рекой, которая могла  унести не только трупы убитых, но и верблюдов.

Кстати, в источниках упоминаются город Беленджир,  река Беленджир, гора Беленджир,

народ Беленджир и даже проход Беленджир (О.Данкир "Хазарский

информграф" . В Интернетсайте "Русская Атлантида" журналист А.Самойлов пишет:

"Оригинально  пытается решить противоречие древних хроник дагестанский исследователь

М.Магомедов. Он ищет  хазарский город Беленджер. Но Беленджером хроники называют

и город в Нижней Сарматии (так некогда   называли Северный Дагестан), и реку,

и целую страну.

          Одни и те же арабские путешественники помещают  Беленджер и в четырех,

и в восьми днях пути от Дербента". Один день пути равняется 5 фарсахам, 1фарсах-

3 мили, 1 миля-2 километра. ( газета "Истина" 06 2010 стр. 03). Значит, если Беленджир

располагался в 4 днях пути от Дербента, то каково же должно быть расстояния между ними?

Несколько   простых математических действий: 4дня х 5фарсахов х 3мили х 2километра

равняется 120 километрам. А  если в 8 днях пути, соответственно в 240 километрах

от Дербента должен был располагаться город   Беленджир - столица Хазарского каганата.

Жили в этом процветающем городе-государстве 1000 лет назад  беленджиры, барсилы,

биляры, севиры и другие этносы.

 

         Что же тогда получается?

1. Город Беленджир, Балк или Балх-Беленджер, точное название и месторасположение

которого еще не установлено, находился на территории Северного Дагестана.

Самой северной территорией Дагестана до ХХ   века являются земли Алмака и

нынешнего Казбековского района, потому что дальше начинается Чечня. Но

изучением края, археологическими раскопками до сих пор еще никто не занимался.

2. Некоторые источники говорят о том, что Беленджир находился на территории

Нижней Сарматии. Границы Нижней Сарматии также доходили до Северного Дагестана,

т.е. до земель Алмака. Хутор под  названием Сармат, где после революции проживало

более 10 хозяйств, и в настоящее время являтся   частью земель современного Алмака.

 

3. Месторасположение города Балк часто связывают с рекой Акташ, в то время

бурной горной рекой,  которая легко могла унести людей и животных.

 

4. До нашествия Темерлана в 1395 году на территории нынешнего Казбековского района

проживали  совершенно другие люди и здесь был город, который сам Тимур назвал

"неприступным". Несмотря на   героическое сопротивление город Алмак был разрушен

и его жители истреблены (известно, что в местах,  где проходил Тимур, из 1000 человек

оставался в живых один!). Вся земля от Алмака до Ленинаула   заполнена кладбищами,

коллективными захоронениями, неизвестными могилами.

 

5. Гумбетовский историк Маматов Малик Мусалаевич, автор трехтомника истории

Гумбетовского района,  пишет, что в 13 веке, до нападения Темерлана на Алмак,

город назывался Балх-Беледжер. Этот город был  северной столицей горного Дагестана

( и Беленджир был столицей Хазарии!).

 

6. Большой интерес представляет топонимика этого края. В нынешнем Казбековском

районе Дагестана на   левой стороне реки Акташ, которая берет начало в горах

за Алмаком, расположен земельный участок   Биляргин - более чем 100 гектаров,

входящих в территорию селения Калининаул. На этом участке, кстати,  в августе 1999 года

калининаульские добровольцы-ополченцы остановили басаевских бандитов, которые

пытались проникнуть в Дагестан через Казбековский район. Расположен Биляргин

между реками Ярыксу и   Акташ, в который прямо перед Биляргином впадает речка Булак.

Возможно, это просто случайное   совпадение, но слишком близкая звуковая перекличка

получается при сравнении названия хазарского    города Балк - Беленджир с современными

названиями земельного участка Биляргин и реки Булак, которая  его омывает.

В этих названиях совпадают по 10 звуков из 13:

Балк - Беленджир [ б а л к - б и л * н * * и р ]

Булак - Биляргин [ б * л а к - б и л * р * и н ]

      Кроме того существует там же Сопка (гора?) Биляргин ("по-аварски

Биляргъиналъул гох1" .  Происхождение же названия реки Акташ, наверное, позднее

тюркское - в переводе "белый камень",  возможно, раньше эта река называлась Беленджир

( Булак-Беленджир - две реки в Биляргине).   

        Выше Биляргина в селении Алмак на реке Акташ раньше было 7 мельниц.Сама река

Акташ занимает в  Дагестане 2 место по длине. Уровень реки после дождей и в наши дни

поднимается резко до 2-3 метров и   может унести даже большой грузовик.

В Биляргине имеется большое старое кладбище. Недавно с имамом  сельской мечети

сельчане перезахоронили старое, открывшееся после дождей коллективное захоронение -

в могиле было более 25 скелетов.

7. Биляры - один из этносов, проживавших в Белерджине совместно с барсилами,

суварами и другими   народами. Интернетсайт "Волжская Булгария" сообщает:

"В 737 году после разгрома арабами в 734 году   Хазарии с Дона и северного Кавказа

в Волжскую Болгарию переселяются родственные племена Сувар и    Биляр". Опять

случайное совпадение: биляры - Биляргин - Белерджин?

 

8.Теперь рассчитаем, на каком расстоянии от Дербента находился Беленджир у

арабских путешественников   в 4 или 8 днях пути, т.е. в 120 или 240 примерно

километрах.  По автодороге из Дербента до Махачкалы   131 километр,

т.е. 4 дня пути, однако нет версий о том, что Беленджир стоял на этом месте. Тогда

рассмотрим вариант 8 дней пути от Дербента. От Махачкалы до Хасавюрта 91 километр,

плюс от    Хасавюрта до Биляргина около 20 километров, то есть от Дербента

до Биляргина : 131км+91км+20км-  всего 242 километра - ровно 8 дней пути.

Возможно, опять совпадение, но не слишком ли много   совпадений?

 

9.Наконец вспомним слова аксакалов - алмакцев, которые всегда говорили о том,

что от Алмакских гор по   Биляргину в сторону Хасавюрта в давние времена

тянулся большой город, хотя раскопками еще никто не  занимался и научных данных

пока нет. Правда, в книге "Материалы по археологии Дагестана" (том 1 под

редакцией Атаева Д.М.,Гаджиева С.Ш.,Даниялова Г.Д.,Котович В.Г., Пикуль М.И.,

Махачкала,1959 год)   вскользь написано (стр.10):"В середине 70-х годов

(19 века - Д.Д.) в Дагестане провели незначительные   археологические работы.

Тогда же Н.А.Нарышкин обследовал поселения к з. от Сулака, на реке Акташ,

которые сопоставлял с Семендером, и раскопал здесь около 100 курганов.

К сожалению, находки не   сохранились, полевые записи отсутстуют,

а материал совершенно не издан". Другие археологические   раскопки на реке

Акташ не проводились.


             Заключение.


В средние века в районе реки Акташ располагался большой укрепленный хазарский

город, объединявший   несколько разных племен ( вероятно, с центром Биляргин -

участок примерно 100 гектаров на границе  Дагестана и Чечни).

 

Известно, что в 1396 году Темерлан на этой же территории (через Мичикич)

после долгого сопротивления   разрушил город, который назвал "неприступным"

за храбрость его защитников ( "Алмак" ).

 

Получается, что речь в обоих случаях идет об одном и том же городе,

располагавшемся на одной и той же   территории, который до 1396 года назывался

Беленджир, получил новое название Алмак, но был  полностью разрушен.

(Некоторые чеченские источники утверждают, что Темерлан разрушил город Алмак,

который стоял на берегу реки Сулак?!). С 15 века на этой пустующей земле стали

заселяться уже другие    люди.

 

До настоящего времени по этим вопросам на официальном уровне не писали,

так как у алмакцев нет   профессиональных ученых и писателей . И только в 1999

году была создана инициативная группа "Алмак",    которая собирает,

систематизирует и занимается публикацией материалов об Алмаке и алмакцах.

          Таким образом, старое название города Алмак, разрушенного Тимуром, -

получается Беленджир, и занима   он почти всю территорию дагестанского

Казбековского района.

 

           Возможно, при нынешних темпах развития индивидуального строительства

лет через 50 произойдет   слияние селений Алмак, Буртунай, Дылым, Гуни, Калининаул.

Лет через 50 образуется на территории   Салатавии новый город, только как он будет

называться - это следующий вопрос для обсуждения!

Bilarjin

 


Календарь исламский


Мусульманские праздники