Печать
18
Апр.

Из истории Алмака

Добавил(а) Administrator on 18 Апрель 2011.

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

О. Н. Заидов.

Названия многих городов, существующих столетия и тысячелетия до сих пор являются загадкой для проживающего в них населения или вызывают отчаянные споры среди ученых. Никто не может с большой долей уверенности сказать что обозначает термин «Москва», «Рязань», «Тула». Названия эти давались в глубокой древности, на исчезнувших языках исчезнувших народов.
Для того, что бы понять, что означает название «Алмак», какую лингвистическую основу имеет название города, необходимо совершить исторический экскурс, своего рода историческую экспертизу, позволяющую осветить этническую, языковую, политическую ситуацию, сложившуюся на исследуемой территории и выяснить, кем же являлись основатели и жители города Алмак и его округи задолго до нашествия Тамерлана. Исторические судьбы Дагестана на протяжении столетий были связаны с огромным регионом, включавшим в себя Кавказ, Иран, Среднюю Азию, Хорасан, Египет, Дешт - и -Кипчак, Русские земли. С XIV века налаживаются связи с Западной Европой.
Еще до революции, азербайджанский исследователь Бакиханов зафиксировал легенду, связанную с Алмаком: при штурме города эмир Тимур крикнул "Алмак", что на тюркском означает "Взять" и якобы от этого слова произошло название поселения. Однако, это всего лишь типовая легенда, каких огромное количество на всей территории континента Евразия. Как правило, люди, постепенно забыв, откуда взялось название населенного пункта, реки, долины, придумывают подобную легенду, для достоверности связав ее с реальным историческим лицом или событием. В ряде случаев завоеватели давали городу прозвище (Например, монголо - татары, после многонедельных штурмов назвали г. Козельск - "Злой город", это название запомнилось, но не прижилось, город до сих пор называется Козельском). Другое дело, если они основывали новый город или крепость, или даже квартал, тогда это поселение получало имя от основателей. Так, знаменитый Арбат в Москве - бывший татарский квартал, который татары - основатели назвали аль - рабат (город). Но ведь Тамерлан не строил на руинах Алмака собственную крепость!

 


Современные исследователи делят нашествие Тамерлана на Дагестан на 4 военных рейда. Анализ исторических преданий показывает, что с городом Алмак связаны события 3 и 4 рейдов. Третий рейд имел 2 направления. 1. район
с. Дылым (Гебехъала и Жагъинкало) - Зубутль - "Аксак Тимур Йоли"(до с. Чиркей) и далее, до переправы через Сулак. Второй маршрут - Алмак - 'Арсахъ -Тимурил - Нух"- Гумбет. Согласно преданиям, записанным в XIX веке, Тамерлан не смог с первой попытки захватить Алмак, поэтому, разорив окрестные селения, двинулся далее на Гумбет и в Андию.
Древние предания с. Алмак гласят, что город был уничтожен именно на обратном пути войска завоевателей. Тем не менее, город и до захвата называется в преданиях "Алмак". Конечно, и во время вряд ли кто из горожан слышал возглас эмира "взять" и поспешил сообщить своим землякам новость, что их город теперь называется иначе. Вне всяких сомнений - подобный приказ эмир отдавал перед штурмом любого города.
Вернемся к самому слову Алмак. Это слово встречается в большинстве тюркских и семитских языков, куда оно попадает, в результате заимствования из тюркских языков. Алмак - глагол и обозначает он не только "взять". В зависимости от существительного, с которым употреблен глагол, он может иметь множество значений, связанных с изменением (формы собственности, состояния здоровья, и т. д).
Слово «Алмак» - тюркское. Но и ближайшие гидро и топонимы такие, как Акташ, Булакх, Биляргын, Саласу, Салатавия и многие другие - тоже тюркские. Судя по древности существования вышеуказанных терминов, они вряд ли соотносятся с тюркским кумыкским этносом - территория влияния кумыкских князей отчетливо прослеживается по топониму «гуен», распространенному в стороне от земель Салатавии. Аналогичные названия встречаются и далеко за пределами Дагестана. Саласу - река в Хабаровском крае, Саласу - приток р. Хунгари - Уссурийский край
(Хунгари - самоназвание Венгрии), Саласу - Приморский край - правый приток Амура. В Башкирии есть горный кряж Салас, а в Молдавии - озеро с таким же названием. В Крыму существует родник Ени -Сала, а в Бурятии - река Урда Сала. Существует приток р. Дона - Сал, а территория вокруг носит название Сальские степи. В топонимическом словаре «Природа Байкала» термин «сала» (бурятский) язык обозначает «развилка, соединение двух долин». Аналогичное значение термина встречено и в казахском языке. Слияние Акташа и Саласу образует именно такую развилку. Следует отметить, что на территории северного Китая существует народность Салацзу (Салары). Народ этот мусульмане -сунниты, говорят на саларском языке тюркской группы, алтайской семьи. Сала, Саллар - термин связывается с гуннским этнонимом сал и более поздним названием салар, салыр, салацзу, относящихся к огузским этносам. Махмуд Кашгарский (XI в.) указывает эту форму среди огузских племенных формирований. Акташ же - по кумыкски назывался Касма, (татарский - тасма -лента, тесьма), а по вайнахски - Пурий, таким образом, кумыкское и вайнахское названия «наслаиваются» на более архаичные, более древние наименования. Ареол проживания кумыкских и вайнахских народов в рассматриваемый период располагался вне пределов Салатавии. Инфильтрация других этносов в пределы Салатавии получила возможность только после тотального уничтожения местного населения Тамерланом и проходила в XV - XVIBB. СТОИТ отметить, что аккинский владетель, Ушаром - мурза, вел переговоры с русским царем Иваном Грозным, а его сын, Ших - мурза, в 1587 г. отправил прошение царю Федору Ивановичу о принятии акинцев в российское подданство. Ших - мурза получил тогда положительный ответ и дорогие подарки. Как следует из переписки Ших - мурзы, Салтан - мурзы и русского царя, аккинцы в тот период проживали на берегу Терека и в Дарьяльском ущелье (Россия - Ингушетия: 250 лет вместе: сборник статей по истории и культуре. С 8 - 13). Таким образом, можно сделать вывод, что ни аккинский, ни кумыкский этносы не принимали участие в формировании древних гидронимов и топонимов Салатавии. Река Акташ существует в Узбекистане, там же присутствует горная гряда Акташ. Акташ, Булак и Сал асу существуют возле бывшей столицы Волжской Булгарии
города Биляр (Следует вспомнить Биляргын в Салатавии). В Самарской области есть речки Малый Акташ и Большой Акташ. На берегу реки Белой в Башкирии существует гора Акташ. В Башкирии же сохранилось древнее предание про кипчакского хана Акташа. Подобное предание про владетеля Салавюрта хана по имени Сала сохранилось и в Салатавии. Перечисление различных параллелей показывает территорию, некогда освоенную древним народом, который перенес привычные названия на Северный Кавказ. Этот народ хорошо известен в истории под названием гунны. На Северном Кавказе степные воины впервые появляются в 395г. н.э, выйдя с Волго - Донского междуречья. Самое раннее описание гуннов приводит римский историк Аммиан Марцеллин, получивший информацию из первых рук - военных, чиновников, торговцев т. е. людей, непосредственно вошедших в контакт с незнакомыми пришельцами. Одно из племенных гуннских объединений - варахунны – авары кочевой народ из Центральной Азии, вероятно протомонголо -восточно ¬иранского происхождения, объединивший вокруг себя на раннем этапе ряд сино - кавказоязычных этнических групп, осев в Дагестане, дало начало государству Сарир. История аваров до середины VI в. практически неизвестна. После включения в их союз племен Приуралья и Поволжья, в 550 - х годах авары вошли на Северный Кавказ и Северное Причерноморье. К этой точке зрения на аварский этногенез и складывание государственности принадлежат такие ученые, как Й. Маркварт, О. Прицак, В.Ф. Минорский, В. М. Бейлис, М. Г. Магомедов, Т. М. Айбертов. Топонимов с корнем гунн, хунн в Дагестане огромное количество - Хунзах, Гуниб, Хунан (по Ал Истархию), Гунха, Бохунзаа и т. д.
Такие аварские имена и фамилии, как Айтбер, Айтберов, Алклыч, Арслан,Темир и многие другие имеют архаично - тюркское происхождение. Фамилии Гунаевы, Огузилал уже сами говорят за себя. Среди имен древних языческих богов сохранилось и монголо - тюркское название бога неба -Тенгри «Дингир - Дингарчу». Однако не стоит считать, что раннесредневековые авары полностью ассимилировали местные племена - они стали их правящей верхушкой на несколько столетий. По мнению Т. М. Айтберова «В ходе передвижения на западные земли авары оставили часть своих воинов на Восточном Кавказе, в стратегически важных местах расположенных в горной местности. Одним из таких мест... было Хунзахское плато, в пределах которого проживало население, говорящее на наречиях, входивших в дагестанскую группу. Пришельцы полностью ассимилировались в языковом аспекте с древним населением и составили органическую часть дагестаноязычного населения». Еще Российский историк Ключевский отмечал, что превращение племен в сословия - это закономерный исторический процесс, а академик Б.А. Рыбаков высказался: «Название народности чаще всего восходит к названию первенствующего союза племен, а тем самым может восходить к имени отдельного племени, если оно было и гегемоном всего союза». Недаром в различных письменных источниках, членов Хунзахской общины - войска «БО», которое состояло из населения целого ряда населенных пунктов - именовали Аварцами, были ли они потомками имперских аваров, или были признанных таковыми. На родном языке (маг1арулал мац1) их именовали «Хунз». В горскодагестанских текстах, написанных по - арабски, Хунзах именуется город Авар «Авар - Гент». Христианские источники V - VI веков называют население Дагестана гуннами и хазарами (Христианство в Дагестане в IV - XVIII веках. С. 2 http://www.mission - center.com/islams/dag.htm). Так, сирийский автор - христианин середины VI века Захария Ритор перечисляет 5 христианских народов Дагестана, к которым относит гуннов, затем следует описание народов, существующих «мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием». В числе этих племен перечислены и авары.
По мнению Т. М. Айтберова, «... правители доисламского «Авара», располагавшегося в дагестанских горах, опираясь, видимо, на свои познания, идущие из Азии, поняли значимость единого языка в пределах государственного образования, претендующего на многовековое существование, и причем, языка специфического, достаточно обособленного от речи соседей ... правители способствовали его формированию и развитию - как минимум в пределах Сулакского бассейна. ... раннесредневековая христианская пропаганд а... проводившаяся аппаратом каталикоса Грузии, шла тоже на едином для всех аварцев языке». Таким образом, владыки Сарира, объединили союз подчиненных племен не только политически. Недаром аварский язык сами аварцы называют «болмац» - язык оплчения. В армиях различных царств различных эпох, если войска были многонациональными, устанавливался единый командный язык. Так было в Римской, Персидской, Турецкой и Русской армиях. Так, имам Шамиль, по преданиям, общался с женщинами на кумыкском, отдавал приказы войску на аварском, а шутил на чеченском. Еще общеаварский язык называли «языком гостя» - средством общения населения многочисленных общин, пользовавшихся своими диалектами. (В.А. Дмитриев, Региональная этнография. Очерки по этнографии Кавказа). Аварский язык относится к нахо - дагестанской группе северо -кавказской семьи, имеет диалекты, подразделяющиеся на северную и южную группы, что отчасти отражает былое деление Аварии на Хунзахское ханство и «Вольные общества». К северной группе относятся Хунзахский , Салатавский и Восточный диалекты диалекты. Языковая близость к Хунзахскому диалекту, наличие огромного количества древнетюркских гидро и топонимов показывают на непосредственное отношение салатавских аварцев к государственности Сарира, и его политического преемника - Ханства (нуцальства) Аварского Скорее всего, гуннский гарнизон, оставленный на стратегически важном месте, и дал название населенному пункту, впоследствии ставшему городом.
Какие особенности имел средневековый город и чем он отличался от крупного сельского поселения?

 

1 - место расположения представителя власти.

2 - место концентрации воинской силы (гарнизон).

3 - Религиозный центр (наличие культовых сооружений и кладбищ).

4 - Научно - просветительский центр, грамотность(тексты).

5 - Центр концентрации ремесла(следы ремесленного производства).

6 - центр торговли, базар, ярмарка, купечество(Монеты, клады, пломбыщечати, весы).

7 - концентрация населения.

8 - Место сбора налогов.


Средневековый город - это в любом случае государственная структура, причем неважно, как он управляется - выборными старшинами или представителем царя или хана. Любой, даже самой мощной сельской общине создать городскую структуру просто невозможно. Стратегическое место расположения Алмака было обусловлено наличием дороги в Гумбетовские земли и далее в Андию. И в настоящее время вблизи Алмака существует гора с названием «Нухул Щоб» - дорожная равнина, по которой проходит дорога к селениям Гумбетовского
района. Таким образом, можно с максимальной долей вероятности предположить, что населенный пункт с функциями города возникает на берегу Акташа одновременно с государством Сарир. Аварское государство вело дальновидную политику, и отсутствие укреплений V - VI веков показывает на достаточно мирный характер жизни в этих краях. Возможно, в связи с мирным существованием связано отсутствие упоминаний поселения в различных летописях. Археологические исследования, проведенные в Алмаке, показали наличие остатков древнего укрепления (городища) размерами 300 X 100 м. По данным Магомедова М. Г. на территории городища встречены остатки строений и фрагменты керамики X - XIV вв. Однако автор данных строк встречал на территории современного Алмака и более древние керамические фрагменты.
Вероятнее всего, строительство укреплений было проведено в период арабо - хазарской войны, перекроившей политическую карту Северного Кавказа. В этот раз царь Сарира (Согласно Ибн - Русту, писавшему в начале X в, малик (царь) Сарира называется Авар), проявил чудеса дипломатии и сумел сохранить и территорию и государственность. Государство Сарир перестает упоминаться в письменных источниках со второй половины XI века. Наряду с преемником Сарира, аварским княжеством, в XII - XV веках существовали многочисленные вольные сообщества аварцев (около 40): Андалал,Анцух, Гидатль, Гумбет и другие (Дон и Северный Кавказ в IV - XII вв. Этнополитические образования). Аварское ханство и вольные сообщества находились в союзных отношениях, основанных на на адатах и социально - политических соглашениях. Упоминание Сарира у авторов XIII и XV веков (Йакут, Бакуви) свидетельствует только об обширном кругозоре авторов. Х.Г. Магомедсалихов записал алмакское предание, повествующее, что на городище Алмака в древности жили христиане и евреи. Традиция наименования «еврейскими» или «христианскими» артефактов, относящихся к домусульманскому периоду, подтверждает гипотезу о том, сто подобные легенды свидетельствуют о древности соответствующих поселений. (И. Семнов. Метаморфозы эпитета «еврейский» в дагестанских преданиях). Исламизация аварских сообществ Дагестана началась в середине XIII века, а официальное принятие ислама в Хунзахе произошло в первой четверти ХГУвека (Тарих Дагестан). До начала ХГУвека в Дагестане господствующей религией было христианство, существовали иудейские общины и группы огнепоклонников. (Известен факт находки на территории Алмака двух каменных крестов). Судя по всему, до города Алмак не добралась ни конница халифата, ни всадники Каганата, хотя влияние хазар на близлежащую территорию - Гебек кала прослеживается достаточно отчетливо. Гебек - (древне вайнахский, существовало в качестве имени собственного) - короткое копье с широким наконечником, сохранялось у ингушей вплоть до XVIII века. Форма наконечника подобного копья напоминает горскую боевую башню. На правом берегу р. Саласу, в скалах сохранились следы подобной башни, а в зоне ее разрушения был обнаружен закладной камень с тамгой в виде иудейского семисвечника. Можно только предположить время постройки Копья -крепости, период разрушения по обнаруженным фрагментам керамики - финал ХГУвека.
Следующим серьезным потрясением для Дагестана были борьба с Джелал эд -Дином и нашествие монголов. Кипчаки были давними противниками горцев и их массовое участие в коалиции Джелал - эд - Дина вынудили горцев выступить на стороне грузин под Тбилиси в 1229 году. По данным Рашид ад -дина Гуюк -хан, Кадан, Бури и Менгу - каан снарядили весной 1240 года войско «и послали его к Тимур - Кахалка с тем, чтобы он занял область Авир». Вероятнее всего Тимур - Кахалка - Дербент, а Авир - Авария. Однако монголами были покорены только равнинные земли и Дербент с округой, Дагестан разорению не подвергся. «Аварское княжество, не будучи затронуто монгольским нашествием, оказалось самой сильной из земель нагорного Дагестана» (А. Е. Криштопа. Дагестан в XIII - ХУвеках). В начале ХГУвека произошла междуусобная 24 х летняя война между христианской Аварией и мусульманскими землями Дагестана. В «Тарих Дагестан» в связи с войной упоминаются и Гумбетовские земли, но город Алмак не упомянут ни разу. Вероятно, после распада государства Сарир, он, на какое - то время вышел из под юрисдикции Хунзахских владык. Видимо, в этот период изоляции от древнего государственного центра и начинает складываться Салатавский диалект аварского языка, хотя его близость к хунзахскому диалекту очевидна до сих пор. Согласно «Завещанию Андуника», подвергшаяся разорению Тимура часть Салатавии, включая Гумбет, доставшаяся ему «от могучих предков», входила в состав Аварского княжества уже с конца XIV века. Территориально сюда относились и Алмакские земли.
В XIV веке часть народов и государственных образований Дагестана выступает в качестве союзников Золотоордынских правителей.
К 1395 году в числе сторонников Тохтамыш - хана по данным Н. Шами и Ш. Йезди присутствуют кайтагцы (Тизенгаузен. П. С. 119, 175). Аварское княжество со второй половины XIV века так же находилось в вассальных отношениях с Ордой (А. Е. Криштопа. Дагестан в XIII - начале XV вв. С. 156, 157, 164).
В перечислении народов Великой Татарии архиепископом Султании упоминаются авары, газику муки и, предположительно, кумыки. Таким образом, три крупнейших княжества Дагестана являются в конце XIV века союзниками Тохтамыш - хана. Сторонниками Орды оказывается и целая группа различных мелких и крупных дагестанских феодалов и сообществ, таких, как христианский Ушкудже, мусульманский Капчугай и др. В настоящее время прямые сведения о политической, социальной и экономической жизни отсутствуют. Нет никаких сведений о феодальных владетелях. А. Е. Криштопа считает, что «большинство этих политических единиц представляло собой самоуправляемые городские и сельские общины, «...их многолюдность (Алмак, Араке), расположение на важных торговых путях...существования развитых ремесел, значительных укреплений - все это косвенно свидетельствует о том, что по своему социально - экономическому уровню они не уступали феодальным владениям, возглавляемым династиями» (А. Е. Криштопа. Там же. С. 167). Не стоит забывать, что данные самоуправляемые политические единицы входили в состав Аварского княжества (ханства). Алмак в дотамерлановский период был центром обширной аграрной округи - по различным данным от 7 до 9 тысяч домов - это не только население собственно города, это население подвластной городу сельской округи. Алкадари сообщает 7-8 тысяч домов (Алкадари Г. Э. Асари Дагестан. 1929). Средневековое понятие город неоднозначно: город - это крепость, город - это крепость и посад (ближайшая заселенная территория вокруг крепости), город- это административный центр и его округа. Размеры городских укреплений Алмака - 300 X 100 метров, по меркам средневековья, это очень большая крепость, но семь тысяч домов здесь не разместить. С большой степенью вероятности, к Алмаку - округе относились и ГебехЪала, Жагъинкла. Из числа древних сельских поселений, по информации, собранной X. Магомедовым (ИЭМ ДГУ), в состав округи г. Алмак входили селения Куриман (Ленинаул), Haxla - утар (Калининаул), Гъайли (звероферма). Таким образом, территория, подконтрольная городу Алмак вполне соотносится с территорией современного крупного районного центра.
Основной удар Тамерлана принял на себя Дагестан, как союзник Тохтамыша. «Там, у самых вершин гор, огонь его гнева так пылал, что сжег сухое и влажное, он разорил и уничтожил цекви их и капища их». Отмечено, что если в дагестанских эпосах Тамерлан фигурирует, как жестокий завоеватель, то у соседних ингушей и чеченцев он носит более сказочный образ. В Чечне и Ингушетии сохранились древние боевые башни, церкви и даже языческие святилища, функционировавшие до начала XX века (Семенов Л. П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925 - 1932 годах.) Сохранившаяся ингушская легенда рода Баркинхоевых гласит, что их предок был лично принят Тамерланом и тот дивился его мужеству в борьбе с общим врагом. Большая часть вайнахов были противниками Золотой Орды, вели с ней борьбу и были потенциальными, если не союзниками, то сторонниками Тамерлана (http://serlo/ clan.su/forum/2-33-l). Ряд чеченских преданий говорит об упорном сопротивлении завоевателям, но отдельные феодалы открыто перешли на сторону Тамерлана. Так, сын владетеля отчаянно сопротивлявшейся области Сим - Сим (арабск. - Кунжут) Гаюр - хана Мухаммед перешел на сторону завоевателя и « удостоившись чести целования ковра, вступил в число слуг его двора» (По данным персидских летописцев Шами и Йезди). По мнению X. А. Хизриева, боевые действия Тамерлана в горах Чечни и Ингушетии затронули поселения современных Назрановского, Сунженского, Ачхой - Мартановского и Шатойского районов.
Для Дагестана нашествие Тимура явилось крупнейшей катастрофой за всю его историю. Были разграблены и разорены все равнинные земли и большая часть горных территорий. Местное население, в основном, истреблено. «Разрушены почти все населенные пункты (среди них города Алмак, Аркас, Кадар, множество крепостей). Значительная часть населения угонялась в плен» (А. Е.
Криштопа. Там же. С. 182). Истребление населения Салатавии повлияло на направление миграций из Внутреннего Дагестана в эти районы в XV - начале XVI веков (А. Е. Криштопа. Там же. С. 183). Скорее всего, именно с периодом миграций связана алмакская легенда о приходе в селение Алмак вайнахского (чеченского) рода. Тогда же, на основе местных преданий о борьбе против захватчиков, могла появиться вайнахская трактовка названия «Алмак» -Алмукх, Алмакух (непокорные), очень подходящая по созвучию, да и по смыслу, учитывая недавние боевые действия против захватчиков.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
Алмак, как город, возникает не ранее VI века н. э, в связи с приходом в Дагестан народа «Хунз».
Пласт древних тюркских названий - гидронимов, топонимов и ойконимов подтверждает предположение о заселении Салатавии народом, сложившимся под властью царей (маликов) Серира - аварцами.
Тамерланов разгром Салатавии и Алмака подтверждает принадлежность Салатавских земель к ханству Аварскому - союзнику Тохтамыша.
Существование гарнизона, который ставился «в стратегически важном месте», поддерживалось государственной функцией - сбором налогов. В венгерском и турецком языках присутствует такое значение слова «Алмак».
По - арабски Алмак обозначает - «царский» - «Аль - Малик».
2. Ибн Руст царя Сарира называет арабским титулом - маликом. На древнеарабском есть еще два значения - «божественный», «райский».
Понятие «Рай» ассоциируется у большинства народов с плодоносящим, цветущим садом, иногда с гранатовым, чаще с яблочным. Тюркское слово Алмалук - яблочный сад перекликается с арабским «алмалик» и древним тюркским «алмак». В засушливой Аравии сад действительно был царской роскошью и воспринимался, как земная модель рая. Как земная модель Рая сад воспринимался и в Иране, иранское слово «Парадиз» - сад, используется в большинстве европейских языков в смысловом обозначении Рая. Садоводство же с древнейших времен было одним из главных направлений сельского хозяйства в Дагестане (Народы Дагестана. С. 61). На языке Корана слово «ал -мульк» - власть. «Мульку Ллахи», то есть Его владения, Его царство, Его величие, Его Сила. Слова «Аль - Мальк», «Аль - Малик», «Аль - Малиик», «Аль - Маалик», то есть обладатель власти. Слово «Аль - мамляка» - владение царя; участок, которым он владеет (Коран и Сунна в понимании саляфов. Урок 6).
Что касается имени «Аль - Малик», то оно отражено в Коране, например в словах Аллаха: «Превыше всего Аллах, Истинный Царь!» (Сура Та Ха, аят 114). Так же Всевышний Аллах сказал: «Он - Аллах и нет божества, достойного поклонения кроме Него, Властелина» (Сура аль Хашр, аят 23). Имя Аль -Малиик, в Коране оно упоминается один раз и совместно с райским садом : «Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди рек, на седалище истины возле Всемогущего Властелина» (Сура аль - Фатиха, аят 4). Так же всевышний Аллах сказал: «Скажи: О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь» (Сура аль -Имран, аят 26).
Как видно из Коранических текстов «Аль - Малик» и производные от него слова связаны с понятием Всемогущего властелина, Владыки, Истинного Царя.
Мусульманские богословы расширяют это понятие. Так, Аз -Зуджадж говорил: «Аль - Малик указывает на того, чьи указы беспрекословно выполняются в Его владениях, так как не каждому владельцу беспрекословно подчиняются в том, чем он владеет». Ибн Кассир говорил о словах Всевышнего: «Он - Аллах, и нет божества, достойного поклонения кроме Него, Властелина» (Сура аль - Хашр, аят 23). - То есть Властелина, над всеми вещами, управляющего ими без препятствия. Ибн Аль - Къайим говорил: Истинный Владыка тот, Кто приказывает и запрещает и управляет своими созданиями, словами и делами.
Таким образом, мы имеем возможность для анализа трех возможных вариантов значения слова «Алмак». В значении «место сбора налогов», Алмак, как город (признаки средневекового города перечислены раньше), являлся средоточием места Власти. Значение «Яблочный сад» как престижное название одного из традиционных атрибутов Власти (Алма - ата в том же значении была столицей Казахстана). Коранические тексты говорят сами за себя.
Таким образом, название «Алмак» можно трактовать как «Царский, Властный, Владение царя». Сопоставив близость значений терминов в различные времена, близость диалектов, наличие архаичного пласта гидро и топонимов.